В Омске восстановили макет госпиталя, в котором лечили Достоевского
Выпускники омского строительного колледжа защитили дипломный проект - макет военного госпиталя 1823 года, где лечился и писал свою "Сибирскую тетрадь" арестант Федор Достоевский. Это первый шаг к реконструкции заброшенного объекта, возведенного двести лет назад.
Облик исторического ансамбля студенты восстановили на основе архивных документов по заказу Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
- Для того чтобы посмотреть, как выглядели больничные палаты, где вместе с другими каторжанами находился Федор Михайлович Достоевский, достаточно снять крышу макета, - поясняет одна из авторов дипломного проекта Анна Титова. - Исторический ансамбль включает в себя летние больничные палаты арестантов и Скорбященскую церковь, расположенные на территории Омского военного госпиталя. Помещение не отапливалось, поэтому зимой здесь больных не было, размещались цейхгаузы, кладовые и погреба.
Пациентов в госпитале было много, особенно летом, когда закрывались на ремонт капитальные отделения. Кровати стояли впритык, и не только в палатах. Духота, теснота. Умывальник и туалет - на улице.
Арестанты попадали сюда не только из-за болезни, но и после побоев надзирателей. Все были закованы в пятикилограммовые кандалы. Снимать их было нельзя даже на ночь. И Достоевский, не отличавшийся крепким телосложением, тоже носил их на протяжении всех четырех лет омской каторги.
В период пребывания в госпитале писатель вел тетрадь, к которую записывал свои мысли и впечатления. "Омск гадкий городишко, деревьев почти нет. Летом зной и ветер с песком, зимой буран", - писал он брату. Но признавался, что встретил здесь много благородных людей, иначе бы просто погиб. В частности, комендант Омской крепости Алексей де Граве едва ли не спас Достоевского от смерти, отменив назначенную тяжелобольному каторжнику экзекуцию.
Рядом с летними палатами располагалась Скорбященская церковь, в которой вместе с арестантами молился и Федор Достоевский. Восстановить ее - это пока только мечта историков и краеведов. А воссоздать больничные палаты вполне реально.
- Сегодня здание находится в плачевном состоянии. Однако исследования показали, что фундамент и несущие конструкции все-таки выдержали испытание временем, - поясняет научный консультант проекта, инженер-проектировщик Игорь Коновалов. - В настоящее время объект находится на территории действующего госпиталя, но потребности в нем нет. Поэтому минобороны готово передать его Омской области. И процесс уже запущен.
После реконструкции в здании госпиталя планируют открыть музейную экспозицию.
- Думаю, мы сможем не только исследовать сохранившиеся части летних госпитальных палат военной архитектуры XIX века, восстановить первоначальный облик здания, но и даже сделать ряд открытий, - говорит руководитель Омского музея просвещения Игорь Скандаков.
В каторжном остроге Омской крепости Достоевский находился с 23 января 1850 года до февраля 1854 года. Работал на кирпичном заводе, в инженерных мастерских, через крепостной вал носил камни, разгружал барки на Иртыше, разгребал снег у казенных зданий. Спал на голых нарах, укрывался шинелью. Эти годы стали для него настоящим испытанием. Тем не менее лишения и невзгоды сформировали перо и характер писателя. Воплотились в "Записки из мертвого дома" и другие замечательные произведения.
Тем временем
В Омске прошли "Дни Достоевского". Состоялся квест "Тайна комендантского дома", открылась выставка "Казарма омского острога", где можно примерить кандалы и рубаху арестанта, подержать в руках предметы каторжного быта. В маршрут пешеходной экскурсии "По следам Достоевского и его литературных героев" вошли объекты и места, описанные в "Записках из Мертвого дома" и романе "Преступление и наказание". До наших дней сохранилось здание военного суда, где каторжник Достоевский трудился штукатуром. Ныне это один из корпусов омской медицинской академии. А от знаменитого "Мертвого дома" осталась лишь часть фундамента.
На одном из омских памятников Достоевский предстает в полный рост, с Евангелие в руке - единственной книгой, которую он имел право читать, находясь в остроге. Ее писателю подарили жены декабристов, вложив в переплет десять рублей. Эти деньги помогли ему выжить. А в Воскресенском соборе (сейчас восстановлен) маленькая девочка подарила Федору Михайловичу копеечку, которую он потом хранил как амулет.