Театр Станиславского и Немировича-Данченко споет Мусоргского в Рязани
У древних стен Рязанского кремля четыре июльских дня будет звучать классика: с 27-го по 30-е здесь пройдет первый фестиваль русской оперы при поддержке президентского фонда культурных инициатив, правительства Рязанской области и Национальной оперной премии "Онегин".
В событии примут участие солисты Большого и Мариинского театров, московской "Новой оперы", Губернаторский камерный оркестр и Рязанский музыкальный театр, который ознаменует Год Рахманинова премьерой оперы "Алеко". Кульминацией праздника станет спектакль Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко "Хованщина" Мусоргского, награжденный премией "Золотая маска".
Мы беседуем с его постановщиком, художественным руководителем оперной труппы МАМТа народным артистом Александром Тителем.
Театр уже имеет опыт показа опер open air?
Александр Титель: Мне всегда нравилась эта идея, но, к сожалению, такой опыт еще не стал правилом, он спорадичен. Мы показывали "Травиату" в Зеленом театре на ВДНХ, показывали сокращенный вариант "Войны и мира" в имении Льва Толстого в Ясной Поляне - под сильнейшим дождем, который никого не испугал: зрители укрылись плащами и зонтами, но не двинулись с места. Давали концерты в Парке Горького, на площадке Аптекарского огорода, что в Москве на проспекте Мира. Но ведь есть знаменитый туристический маршрут Золотое кольцо, замечательные исторические места: монастыри, соборные площади, даже развалины, которые в каком-то смысле эффектнее. И вот именно с ними связаны мои главные ожидания: это чудесная натура для оперных спектаклей. Такие проекты возникали то в Ростове Великом, то в районе Калуги, но до реализации дело не дошло. И вот теперь идея, кажется, станет реальностью. Инициативу проявил Игорь Тарасов, в прошлом певец, теперь директор оперной премии "Онегин".
Публика таких спектаклей не скована условиями театрального зала: можно войти, послушать и выйти… Как она себя ведет на таком большом и сложном спектакле, как "Хованщина"?
Александр Титель: Это и предстоит нам узнать. С "Травиатой" было проще: она короче и доступнее. И шла она в Зеленом театре, где есть вход и выход, и были билеты. А здесь - просторы старинного Кремля: великолепный Успенский собор, рядом небольшой Архангельский собор, здание Консистории, прекрасный архитектурный ансамбль… Там и сыграем "Хованщину" - разумеется, слегка адаптированную, и сейчас я думаю, как ее вписать в это окружение. Чтобы в антураже архитектурного шедевра спектакль не выглядел вампукой.
Фото: Предоставлено МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко
То есть все-таки будет сооружена сцена.
Александр Титель: Конечно, крытая сцена и подобие оркестровой ямы перед нею. И "зал" тысячи на полторы зрителей. Там уже проходят музыкальные фестивали, но такой масштабный спектакль будет показан впервые.
Приходит на память оперный фестиваль в австрийском Брегенце - роскошные зрелища на фоне озера и фантастических закатов. Почему у нас нет такого фестиваля? Он привлекает тысячи зрителей!
Александр Титель: Но это же площадка, построенная на озере специально для оперы, и спектакли не переносятся из театров, а ставятся в расчете на этот размах. В России давно пора бы завести нечто подобное: в крупнейших городах есть оперные театры, но большая часть страны этого лишена, и иметь летнюю площадку для массовых показов крайне важно. У меня есть опыт работы в таких условиях - ставил "Набукко" в турецких Эфесе и Аспендосе, где сохранились греческий и римский амфитеатры. Но то были спектакли для этих гигантов, где зеркало сцены от 20 до 30 метров - в театрах таких сцен не бывает. Репетировать там приходилось ночами - днем невозможная жара.
Вас пригласили поставить "Бал-маскарад" Верди в театре вашего детства - в Узбекской национальной опере. Когда премьера в Ташкенте и какие планы для Москвы?
Александр Титель: В Ташкенте - в октябре. Заняты солисты этого театра, и только художники - из Москвы: сценограф Виктор Шилькрот, костюмы Ольги Поликарповой. А в конце будущего сезона у нас в МАМТе выпускаю "Русалку" Даргомыжского.