"Дело Паршина": Коррупция стала визитной карточкой России
Давайте, наконец, посмотрим на себя в зеркало и признаем: Россия – не Европа. Особенно когда дело касается власть имущих. Это «у них» если какой высокопоставленный чиновник оказывается втянутым в какой-нибудь грязный резонансный скандал, то его босс, как правило, подаёт прошение об отставке. Дескать, виноват в том, что не разглядел паршивую овцу в вверенном мне стаде. Отставку могут принять или отклонить, но жест, согласитесь, показательный. И практика эта распространена широко. У нас же в таких случаях, как правило, все делают вид, что чиновник, совершивший преступление, действовал сам по себе. Что он – как раз тот самый кто-то, кто кое-где у нас порой честно жить не хочет. А вокруг него все белые и пушистые. За примерами далеко ходить не надо.
На днях подала в отставку министр Румынии по делам семьи Габриэла Фиря. Сама она ни в чём не проштрафилась. Но один из работников её офиса оказался замешанным в деле о злоупотреблениях в домах престарелых и инвалидов, сообщает Reuters. Скандал вспыхнул после ряда жалоб неправительственных организаций на деятельность домов престарелых в городе Волунтари. Прокуратурой было возбуждено уголовное дело в отношении 26 подозреваемых по обвинениям в торговле людьми, мошенничестве, подделке документов и создании организованных преступных групп с целью эксплуатации находящихся под их опекой пожилых людей. Дома престарелых, в которых, по мнению прокуратуры, процветала преступная деятельность, находились под управлением человека, работавшего в парламентском офисе Габриэль Фири. Сама же госпожа министр заявила, что ее специально втянули в скандал, чтобы помешать ей баллотироваться на пост мэра Бухареста в следующем году. Но в отставку пришлось подать.
Ну а у нас задержали с поличным замглавы Минцифры «заслуженного цифровизатора всея Руси» Максима Паршина. Взяли его в одном из московских ресторанов в момент получения взятки в 3,5 млн рублей. Это, между прочим, считается «особо крупным размером». Теперь высокопоставленному чиновнику светит по ч. 6 ст. 290 УК РФ до 15 лет лишения свободы.
Как сообщил председатель Комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн, «деньги, по предварительной версии, предназначались за помощь в выделении грантов». По словам Хинштейна, задержание Паршина стало полной неожиданностью для его коллег из Минцифры. Стоит ли удивляться, что министр Максут Шадаев прошения об отставке не подал. Во-первых, не принято это у нас. Во-вторых, формулировка «не знали» в России в подобных случаях считается социально приемлемой отговоркой.
Любопытно, что новость о задержании Паршина, хотя и продержалась какое-то время в топе, резонанса особого не вызвала. А ведь он, по некоторым источникам, был правой рукой главы Минцифры. Именно через него «решались все вопросы по цифровым технологиям». Как и Шадаев, он является сторонником так называемого «цифрового концлагеря» и, безусловно, представителем «партии мира/поражения».
И именно он, в частности, курировал разработку QR-кодов. В его ведении был федеральные проекты «Цифровые технологии», «Кадры для цифровой экономики», «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли». Ещё он отвечал за выработку государственной политики в сфере развития информационных технологий, создание благоприятных условий для российских ИТ-компаний, подготовку кадров для цифровой экономики, формирование и исполнение федерального бюджета… Да много чем ещё занимался! Курировал, координировал, контролировал. И Российский фонд развития информационных технологий, и Фонд «Сколково», и Фонд развития интернет-инициатив, и Фонд Бортника по поддержке разработки и внедрения российского ПО, и Центр экспертизы и координации информатизации, НИИ «Восход» и НИИ «Интеграл». И прочая, и прочая.
За труды имеет благодарность Президента РФ, награждён почётной грамотой Правительства РФ.
При этом согласно декларации за 2021 год, доходы Паршина составили «скромные», 10,5 миллионов рублей. Он имеет собственность общей площадью 865 «квадратов» и два автомобиля. Довольно умеренно при такой-то нагрузке…
Но в данном случае дело не в том, чем владеет чиновник. А в том, что если он действительно брал на лапу (напомним, виновным в преступлении человека может признать только суд), то почему СК не трясёт всё министерство, как грушу. И ничего не указывает на то, что это планируется сделать. По крайней мере, Максут Шадаев после попросил сотрудников ведомства «пережить, перетерпеть», так как в адрес министерства будет «много критики». А суд отказался отправлять Паршина на период следствия в СИЗО, ограничился домашним арестом.
Да и общественность реагирует на происходящее как-то вяло. Новости по этой теме, как правило, читают, но не комментируют. Устали, что ли? Или привыкли? Хотя чему удивляться-то… Вот 1 июня стало известно о том, что суд приговорил бывшего руководителя подмосковного управления Росимущества Николая Пешкова к 4,5 годам лишения свободы за превышение должностных полномочий, приведшее к ущербу в 1,3 миллиарда рублей, и за взяточничество. 31 мая признан виновным в получении взяток бывший руководитель федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Красноярскому краю и Республике Тыва Андрей Калинин. Ему дали 8 лет строгого режима. За несколько дней до этого замминистра сельского хозяйства Якутии Василия Афанасьева суд приговорил к 13 годам колонии и штрафу в 30 миллионов рублей за взятку. Перечень можно продолжить. Но никаких системных оргвыводов за посадками не следует. И это – одна из особенностей России, считает социолог Мария Домарёва.
– Фемиды разных стран, хоть и выглядят одинаково, но имеют существенные различия по сути ведения таких процессов. Где-то, действительно, как с гуся вода. Где-то начинается громкое расследование, которое транслируют ведущие каналы с обязательным итогом: отставкой, возбуждением уголовных дел и тюремным сроком. Вплоть до публичной казни доходит, если вспомнить аналогичные истории в Китае. Где-то громкое заявление о взятке чиновника постепенно затихает и позже перекрывается более актуальными новостными повестками; а дальше лишь адвокаты знают, чем кончился скандал.
«СП»: У нас, судя по происходящему, чаще всего задействуется сценарий “осудили и забыли”. Почему именно так?
– Коррупция и взяточничество были постоянными и наиболее тяжелыми внутренними проблемами Российской Империи. Кажется, затихшая в СССР под страхом долгих сроков и смертной казни тема взяток получила второе дыхание на просторах России XXI века. Возможность безнаказанного получения экономической сверхприбыли, связанной с использованием властных полномочий, вряд ли кто-то упустит, если это действие останется незамеченным или спущенным на тормозах высшим руководством чиновника. Взятки «дорожают». Можно сказать, что коррупция стала некоторой визитной карточкой страны. Нюанс в том, что в этом преступном поле для расслабившегося чиновника внезапно могут появиться конкуренты, или сменится фокус правоохранительных органов. Однако, практика показывает, что коррупцию останавливают довольно банальные действия.
«СП»: И какие же?
– Например, упрощение законодательной базы, которая сейчас очень запутана и противоречива. А также регламентированность полномочий чиновников нормативными правовыми актами. Главное в непростой борьбе с коррупцией с любой стране – роль гражданского общества. Здесь важно проведение обучающих курсов по правовой тематике для граждан, которые дадут инструментарий по борьбе с желающими «получить свою долю», покажут правовые возможности в случаях, когда от чиновников нужно добиться результата. Ведь ни для кого не секрет, что проще «занести» в кабинет, чем разбираться во всех нюансах определенного сегмента системы, бороться не один год, чтобы добиться желаемого, считает Мария Домарёва.