Писатель на стыке классов и эпох: в Нижнем Новгороде прошел фестиваль «Горький плюс»
В Нижнем Новгороде завершился большой фестиваль «Горький плюс», посвященный фигуре и творчеству одного из главных советских авторов. Хедлайнер фестиваля — новый спектакль Константина Богомолова «Дачники на Бали, или «Асса» 30 лет спустя». Его всего раз сыграли в Театре на Бронной и сразу привезли в Нижний, на родину Горького.
Спектакль вроде бы тихий, как в последнее время часто бывает у Богомолова, практически бессюжетный, но хлесткий. Горьковские герои получили новые характеристики и перемещены в 2023 год. Они релоканты, отмечающие Новый год в Индонезии. Все глубоко несчастны, качаются на эмоциональных качелях, тоскуют по родине под шум прибоя и плетут интриги. Среди них, например, известный музыкант, за образом которого скрывается иноагент Борис Гребенщиков.
Играют Игорь Миркурбанов, Александра Ребенок, много молодых актеров из труппы Театра на Бронной. Как по мне, получилась прямо-таки насмешка над уехавшими. Практически уверена, что упомянутому Гребенщикову не понравилось бы.
Художнику важно чувствовать время. Константин Богомолов надеется, что он сам этого навыка не теряет, поэтому ему в голову и пришел Горький:
Константин Богомолов режиссер «Видимо, потому что и фигура Горького, и его темы, его тексты очень как-то вдруг стали проявляться в нашем времени. Горький сам по себе та фигура, которая связывала времена в России. Он стоял на переломе эпох, и он был той фигурой, по которой, как по мосту, одна фигура и одна эпоха в культурной сфере переходила в другую, и этим мостиком многие большие художники, кстати, пользовались. Благодаря ему было создано очень много институций в новой советской России, в которых находили себя те люди, которые работали в прежней, имперской России, он многих возвращал, благодаря ему многие получали работу, но и сам он, видимо, как-то остро чувствовал эти исторические ветра. И сам он, кстати, стоял на стыке классов: класса рабочего, крестьянского и интеллигенции. Он прямо такой был, скоба какая-то, которая стягивала очень разные платформы. Отчасти, видимо, поэтому он сегодня, когда мы живем в определенном переломном историческом моменте, так звучит».
Некоторые проекты создавались специально для фестиваля «Горький плюс». Например, выставка и перформанс «Тайны горького дома» художницы и куратора Кати Бочавар. Это сложносочиненные истории с предметами современного искусства, пением и игрой на всем, что попадается под руку. Все это в заброшенном доме в исторических заповедных кварталах. Или музыкальный медиаспектакль Юрия Квятковского «Горький. Удалить из друзей» о взаимоотношениях писателя и Федора Шаляпина. Квятковский и его команда, в особенности Анастасия Скорик — актриса МХТ и внучка советского драматурга Виктора Розова, исследовали письма, воспоминания, газетные вырезки и восстанавливали историю дружбы этих двух талантливых людей. Почему пути Горького и Шаляпина в итоге разошлись? Рассуждает режиссер Юрий Квятковский:
Юрий Квятковский режиссер «Они же просто, поскольку были, скажем так, все время на виду, и за счет них решались какие-то политические задачи, они по-разному вели себя. Было новое время, тенденции, революции. Они в какой-то момент начали поддерживать разные силы, разные стороны политического конфликта, который тогда возник. В каком-то смысле на разном уровне мы наблюдаем такую ситуацию и в наше время, когда люди вынуждены идти по разные стороны баррикад, выбирать ту или иную сторону и, бесконечно друг друга уважая и принимая, не могут с чем-то смириться и вынуждены прекратить общение».
Лучшие из показанных в Нижнем проектов в середине августа привезут на фестиваль «Горький плюс» в Москве. В прошлом году он собрал больше 20 тысяч гостей.