Войти в почту

От аудиоспектаклей до битбокса. Ницше как композитор, а Горький как поэт

В этот уик-энд — повышенная концентрация самых разных фестивалей. Даже в Нижнем одновременно идут киносмотр «Горький fest» и фестиваль искусств «Горький +». Я сама выбрала второй. Тем более что арт-директор фестиваля — Евгений Миронов, а он и его команда умеют выбирать хорошие спектакли.

От аудиоспектаклей до битбокса. Ницше как композитор, а Горький как поэт
© BFM.RU

«Горький +» стартовал в июне в Казани — с этим городом у Горького многое связано. И продолжился на родине писателя в эти выходные. В Нижнем больше 70 мероприятий: от спектаклей до променадов и концертов.

Что-то привезли из Москвы, что-то готовили нижегородские режиссеры и актеры. А кто-то специально приехал и создал тут спектакль с нуля. Например, основатель Пермского независимого театра «немхат», номинант «Золотой маски» Александр Шумилин представил спектакль-бродилку «Я был наполнен стихами бабушки». Это трогательные воспоминания шести совершенно разных людей о бабушках и мамах. Ходишь по парку 800-летия Нижнего и слушаешь. На идею собрать истории воедино навел как раз Горький, в биографию которого погрузился Александр Шумилин:

Александр Шумилин основатель Пермского независимого театра «немхат», номинант «Золотой маски» «Когда я понял, какие были отношения у бабушки с Горьким, я сразу написал: «Я был наполнен стихами бабушки». Почему это для меня важно? Потому что в моей жизни бабушка играет ключевую роль, я ее называю всегда второй мамой, для меня было сделать эту работу дорого именно этим. Поэтому ничего специального, а все только от личного. Я для себя Горького, на самом деле, определяю как в какой-то степени даже социального писателя. Про жизнь человека, который живет рядом. То есть это непридуманная какая-то история. И «немхат» про человека, и он про человека. Но, опять же, мы взяли Горького, наверное, больше не как писателя, а как человека. Мы про него уже очень много знаем, понимаем, особенно в Нижнем Новгороде, где на каждом углу Горький-Горький-Горький. А мы его берем, и он становится для нас поводом и причиной вот этой темы, вот этого спектакля как человек».

Много посвятили связи Горького и музыки. Например, столичный режиссер Юрий Квятковский подготовил мультимедийный проект «Убрать из друзей» об отношениях писателя и Федора Шаляпина. А в известном нижегородском пространстве пакгаузов, в концертном зале с видом на стрелку, где Ока впадает в Волгу, играли музыку Ницше, которая нравилась Горькому. Решили поэкспериментировать на фестивале со стихами Горького приглашенные музыканты. Например, трио Jukebox из Казани. Ребята сочетают техники а капелла и битбокс. О выборе стихов рассказывает битбоксер Илья Иванов:

— Выбирали произведения исходя из того, какое из них лучше всего будет ложиться на музыку, потому что все-таки стихи — это стихи, тексты для песен — это тексты для песен. Выбрать что-то, что можно было бы положить на музыку, достаточно сложная задача в случае с Максимом Горьким. Мы выбрали то, что наиболее подходило под эту задачу, и получились песни «Муза» и «Прощай». Тексты, которые мы выбрали, они такие, вне времени. А так в целом я не большой фанат Максима Горького, я другую литературу люблю. Мне Бродский нравится. Стихотворный жанр не предполагает, что это будет петься. Поэтому это всегда челлендж. У меня как раз самое простое — мне текст учить не надо. Я ритмическую основу могу делать бесконечно, это несложная задача для меня лично.

— Со стороны кажется, что у вас прямо ключевая, ведущая роль.

— Все правильно, без битбокса Максим Горький — никто.

Хедлайнер фестиваля «Горький +» в Нижнем еще впереди — это предпремьерный показ спектакля Константина Богомолова «Дачники на Бали, или «Асса» 30 лет спустя».