В июле в «Геликон-опере» кипели итальянские страсти
Написанная в 1890-м году, она была первым оперным произведением молодого композитора. Он написал её, находясь под впечатлением новеллы Дж. Верги, которая считалась маленьким литературным шедевром. Из 73 оперных произведений, присланных на конкурс, объявленный издателем Эдоардо Сонзоньо, «Сельская честь» получила первую премию и на следующий день прославила никому тогда неизвестного композитора, которому было всего двадцать семь лет. За эту оперу автор удостоился двухлетнего содержания и контракта с издательством Сонцоньо.
Опера «Сельская честь» произвела небывалый фурор сначала в Италии, а затем и во всей Европе, США и в России. На протяжении более полувека она исполнялась в Италии 14 000 раз, это примерно 21 спектакль каждый месяц! В наше время на мировых сценах ее ставят более 700 раз в год, и это лишний раз подтверждает, что «Сельская честь» до сих пор остается востребованной и очень популярной. Эту оперу высоко ценили, и выдающиеся современники Масканьи – Дж. Верди и П.И. Чайковский.
До конца своей жизни сам Масканья не мог поверить, что написал всего за два месяца столь удачное произведение. А между тем, за свою жизнь композитор создал еще 14 опер, но, ни одна из них не имела такого грандиозного, ошеломляющего успеха, как «Сельская честь». И забегая вперед, скажем, что более полустолетия Пьетро Масканья жил на славу и доходы от постановок этого маленького шедевра и умер в 1945 году в полной славе и почете…
Опера «Сельская честь» положила начало новому течению в оперном искусстве – веризму, для которого характерна простота сюжета, взятого из обыденной жизни простых городских или сельских людей, где кипят страсти: любовь, предательства, измены, месть, предчувствие катастрофы и в конце – трагическая развязка.
Дмитрий Бертман, который взялся за постановку этой оперы, считает её одной из самых изумительных по красоте, что она задевает все струны человеческой души, потому что «каждый из нас наверняка пережил в своей жизни и предательство, и измену, – сказал он, – мир стал очень жестоким, и иногда кажется, что история «Сельской чести» – уже атавизм, но ведь эта история происходит вне политики и контекста. В спектакле мы рассказываем о старомодных чувствах, которые очень редки сегодня и не подвластны маркетингу, который уже вытеснил в настоящее время всё». Именно поэтому Бертман переносит действие спектакля в античный мир, в Рим.
Центральное место в опере принадлежит образам главных действующих лиц, обрисованных скупыми меткими штрихами: беспредельно преданная, неистовая в любви Сантуцци (Елена Михайленко, сопрано) и легкомысленная, ветреная Лола (Валентина Гофер, меццо-сопрано); страстный, увлекающийся Туридду (Иван Гынгазов, тенор) и беспощадно мстительный Альфио (Константин Бржинский, баритон) и их сложные взаимоотношения.
Туридду поет серенаду Лоле которую любил, но она не дождалась его из армии и вышла замуж. Он утешился в объятиях Сантуцци, но Лола поманила его, и страсть вспыхнула с новой силой. Туридду предчувствует, но еще не до конца понимает, что страсть к Лоле приведет его к гибели, и он готов на все.
Сантуцци подозревает Туридду в неверности, она спешит к матери своего жениха Лючии (з.а. РФ Лариса Костюк, меццо-сопрано) и умоляет сказать, где ее сын. Сантуцци испытывает жгучую ревность и боль ее настолько сильна, что она тоже готова на все. До сих пор она чувствовала себя счастливой, ждала, что любимый поведет ее к алтарю и носила под сердцем ребенка. Но Лола «украла» у нее Туридду. Сантуцци словно на грани помешательства в великий христианский праздник совершает кощунство, желая изменникам «злой» Пасхи. Она разговаривает с мужем Лолы кучером Альфио. Он только что вернулся из поездки, поет веселую песню и находится в радостном предвкушении от скорой встречи с «верной» Лолой. До сих пор он верил, что она любит его. Но после встречи с Сантуцци Альфио узнает, что пока он бывает в поездках, Лола «украшает его голову». Обманутый муж готов к кровной мести. А Туридду весел и пьян, словно провоцирует соперника и в безудержной пьяной удали вызывает его на дуэль, обняв и укусив за ухо по древней сицилийской традиции.
Поняв, что наделала, Сантуцци умоляет Туридду вернуться к ней, она ползает в него в ногах и готова все простить ради любви к нему. Но он прогоняет ее и словно спешит к злому року, уже догадываясь, что ждет его неминуемая расплата…
События одноактной оперы стремительны. Спектакль завершается предрешенной трагедией, остроту финальной сцены подчеркивает зрительный эффект обрушающихся зданий.
Игру основных героев прекрасно дополнила веселая компания влюбленных, распевающая песни и наслаждающаяся танцами. А всем музыкальным волшебством управляли прекрасное пение оперных солистов хора, и восхитительная: то спокойная, лиричная, то драматичная с накалом страстей – музыка.
Изумительные по красоте мелодии в спектакле «Сельская честь» завораживали своей красотой и мелодическим богатством. Недаром темы этой оперы звучат в спектаклях уже многие годы не только в музыкальных театрах, но и в кино, начиная с пятидесятых годов и по наше время, например, в фильмах «Сон в летнюю ночь», «Клан Сопрано», «Крестный отец», «Ночной портье» и многих других.
В этот вечер на полтора часа мы окунулись и погрузились в мир страстей и прекрасных мелодий, прожили жизнь этого любовного «четырёхугольника», с их чаяниями и страстями, любовью и отчаяниями, и предчувствием неминуемой драмы… Короткие ариозо, яркие мелодии, напряженные сцены, экспрессивный язык — и всё это уместилось в одно действие.
Для создания спектакля Дмитрий Бертман собрал блистательную плеяду известных творцов: это дирижер-постановщик н.а. России Е.Бражник, художник-постановщик засл. худ-к России И.Нежный, худ-к по костюмам засл. худ-к России Т. Тулубьева, худ-к по свету, з.д.исск-в России Д.Исмагилов, хормейстер засл. р-к к-ры России Е.Ильин и хореограф лауреат межд. конкурсов Э.Смирнов.
Они не впервые работают вместе – в их творческом портфолио несколько совместных постановок, поэтому они хорошо чувствуют и понимают друг друга. Отсюда и результат работы в спектакле: свет, декорации, музыка, костюмы – всё получилось безупречным.
Фаина Зименкова.
Фото: Pixabay.com