Российские древности: Благовещенская церковь в Туле
Сегодня в центре внимания Российских древностей — старейший храм Тулы и один из важнейших архитектурных памятников России, храм Благовещения Пресвятой Богородицы. О древностях Тулы мы уже писали ранее в материалах о Тульском кремле и о ценных археологических находках на месте самой первой каменной церкви города.Фото Алексея Паевского, 2021 годЗамечательной красоты Благовещенская церковь в Туле, которую мы видим сегодня, до 1692 года была деревянной. Сообщениям из писцовых книг свидетельствуют о некоторых перестройках и существенных изменениях. Так, в документах 1625 года указано, что церковь имела придел Василия Блаженного. Однако в записях 1687 года упоминается только престол Благовещения Пресвятой Богородицы.По одной из версий (наиболее состоятельной) причиной, по которой деревянный храм был снесен, а на его месте построен каменный, стал пожар, произошедший в Туле в начале 1690-х годов. Новая церковь возводилась стараниями служителя деревянного храма Феофилакта Федорова и его брата Мефодия на оброчные доходы с церковных земель и личные средства иеромонаха Феодосия, который служил в Благовещенском храме ранее.Фото Алексея Паевского, 2021 годВ стене церковного притвора сохранилась плита из белого известняка, которая является и завещанием иеромонаха Феодосия, и своего рода летописью храма, где отмечены важные даты и события. Первый научный отчет по итогам расшифровки и изучения записей на камне был опубликован в «Тульских епархиальных ведомостях» за 1862 год. Такие храмозданные надписи — не редкость в памятниках XVI-XVII века. Помните, не так давно в статье о церкви Симеона Богоприимца Зверина монастыря мы рассказали, как в начале XVII века прямо на фреске храма разместили пространное граффити о создании церкви в XV веке.Фото Алексея Паевского, 2021 годА вот что говорит плита на храме Благовещения:«В лето 7200-го году при державе благочестивейших царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев и благословением преосвященнейшего Никиты архиепископа Коломенского и Каширского построена церковь сия каменная Благовещения Пресвятыя Богородицы на келейные деньги Троицкого Астраханского монастыря строителя иеромонаха Феодосия прежде бывшего священника Благовещенского вечного ради поминовения по отце своем схимнике Феодосии и по матери своей Марии и по подружии своей Екатерине и по своей грешной душе и по прочих своих родителях и аще будет которой священник сослужитель в церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы и он бы пожаловал в забвение не положил у святого жертвенника за просфиромисанием и на ектениях имена их поминал да и сам поминовен буде у престола Вышнего Судии»Примечательно, что и по сей день иеромонаха Феодосия поминают в каждом богослужении.На самом деле, в стене храма есть и две другие плиты с надписями. Но это — вмонтированные в стены надгробия. Одну из них видно целиком, другая частично скрыта лестницей пристройки.В ходе научно-исследовательской работы отдела «Тульский некрополь» Тульского историко-архитектурного музея 23 марта 2016 года ученые сделали расшифровку текста надгробий.Фото Алексея Паевского, 2023 годВ первом надгробии можно прочитать следующее:7200 ГО[ДУ] ВО ГРАДЕ ТУЛЕ… ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯЧТО ВО АСТРАХАНИ СТРОИТЕЛЬ ИЕРОМОНАХ ФЕОДОСИЙ ЧТОПРЕЖДЕ БЫВ ТОЯ ЦЕРКВИ… ФЕОФИЛИЯ……СЁМ МЕСТЕ ПОГРЕБЁН СЕЙ ИЕРОМОНАХ ФЕОДОСИЙ,…ИЕРОМОНАХ…ИЕРОФЕЙ БРАТА ЕГО СХИМОНАХ…Почти треть второго надгробия перекрыта лестницей церковной пристройки, что затрудняет прочтение текста. Прочитать можно следующее:ЛЕТА 7259… ПОГРЕБЁННА СЁМ МЕСТЕ ФИЛИПП ТИМОФЕЕВ……ИЕРЕЯВторое надгробие. Фото: Тульский некрополитенБлаговещенская церковь — пример постройки «московского типа», наиболее точную характеристику которой дал Владимир Николаевич Уклеин, специалист по истории архитектуры Тулы и Тульской области:«Издревле ценя красоту и благолепие, русский народ любил высокие, не только снаружи, но и внутри, церкви. А зима на Руси суровая, и натопить такую церковь трудно. К тому же, наряду с собственно церковью, приход нуждался в отдельном помещении, — пусть низком, лишь бы теплом, — для вершения своих приходских мирских дел. Желая удовлетворить одновременно обе потребности прихода, древнерусские зодчие объединяли в одно архитектурное целое и неотапливаемую "холодную" церковь, и более низкую «теплую» мирскую пристройку».Храм на дореволюционной открыткеЗдание храма кубической формы отличается замысловатым и изящным декором. Так, углы церкви украшены пучками из трех колонок, здание опоясывает широкий карниз с раскреповкой на углах над декоративными пучками. Над карнизом — ряд из четырех полукруглых кококошников на каждой из сторон. Четырехскатная крыша храма завершается пятиглавием. Основания глухих барабанов квадратные и также украшены кокошниками. Два ряда окон создают впечатление двухэтажности церкви. Однако внутреннее пространство едино, а функция окон — максимальное освещение всего пространства.Вид с востока. Фото Алексея Паевского, 2021 годВнутри храма располагался придел Леонтия Ростовского, который позже в 1760 году был перенесен в правую сторону трапезной. В 1858 году церковь претерпела ряд существенных изменений: расширена трапезная, придел Леонтия Ростовского перенесен на левую сторону, а на его месте появился придел Иверской иконы Божией Матери. С Иверской чудотворной иконой связана история, случившаяся в 1850 году. Тогда, во время серьезного пожара, который грозил разгореться и причинить немалый ущерб, икону вынесли на место возгорания. Сразу после этого ветер утих, и пожар благополучно был потушен. Икона хранится в храме Благовещения и по сей день.Для исследователей особый интерес представляет пол трапезной, в который вмонтирован чугунный фрагмент, образец фигурного литья позднего средневековья.Белоснежная шатровая колокольня, как предполагается, построена в то же время, что и сам храм. Высокий четверик украшен кокошникамии, по два на каждой грани, и несет на себе еще один четверик со скошенными углами и узкими высокими окнами.Храм с колокольней. Фото Алексея Паевского, 2021 годПо мере развития городской общины, развивался и расширялся храм. На 1785 год приходится упоминание Богадельни, а на 1891 год — начало работы Церковно-приходской школы.Колокольня. Фото Алексея Паевского, 2021 годПредседатель Тульского отдела Общества сохранения памятников искусства и старины в России граф Ю. Алсуфьев в 1914 году весьма критически оценивал состояние Благовещенской церкви:«Лишь внешний вид церкви сохранился в общих чертах в первоначальном своем виде, тогда как внутри, повидимому, не осталось ничего, представляющего художественный интерес, за исключением иконы Василия Блаженного, хорошего письма старых традиций, самого конца 17-го или первой половины 18-го века; интересны архитектурные детали на иконе. Церковь построили сомкнутым сводом с декоративным пятиглавием. Характерны для эпохи барокко оконные наличники; особенно красивы декоративные карнизы вокруг всего храма».Южный фасад. Фото Алексея Паевского, 2021 годВ советские годы храм не обошла стороной общая беда. В 1932 году он был закрыт, а помещения церкви отданы под склад бакалейных товаров. Только спустя тридцать лет Благовещенской церкви был присвоен статус исторического и культурного памятник и началось поэтапное восстановление фасада, внутренних помещений, убранства. Однако за долгие годы ненадлежащего использования конструкция здания серьезно пострадала, храм был признан аварийным, и дальнейшая его судьба была туманна.Храм в 1931 годуНазначение Льва Павловича Махно настоятелем церкви Благовещения стало поворотной точкой в истории. Во многом его стараниями удалось привлечь должное внимание к проблеме сохранения церкви и восстановить этот выдающийся памятник истории и архитектуры. С 1991 года храм пережил масштабные восстановительные мероприятия, в ходе которых была полностью заменена кровля, купола покрыты красной медью, множественные трещины в стенах и потолках заделаны, проведены отопление и свет.Фото Алексея Паевского, 2021 годРасчисткой и реставрацией фресок занимался Виктор Лагутин, восстановлением крестов — реставратор по металлу Виктор Кулаков. Главный иконостас и киот для Иверской иконы Божией Матери выполнили резчики по дереву Михаил Виссарионович Сосенков и Алексей Пятин. Иконы для иконостаса написал туляк Игорь Борисович Щелоков.Охранная табличка. Фото Алексея Паевского, 2023 годХрам Благовещения Пресвятой Богородицы — это действующий храм, в котором регулярно совершаются богослужения, и замечательный архитектурный памятник, открытый для посещения. С прошлого года на храме снова ведутся мощные восстановительные работы, которые будут окончены в 2024 году.Информация о реставрационных работах. Фото Алексея Паевского, 2021 годТекст: Мария Буклаева