В Лыскове открыли школу звонарей, где может обучиться любой желающий
Колокол на Руси — особенная стать. Раньше колокольный звон сопровождал человека на протяжении всей жизни. Великий русский музыкант Сергей Рахманинов писал о колоколах так: «Одно из самых дорогих воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивающимися колоколами Новгородского Софийского собора… Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты». В наши дни появление нового колокола — это целое событие. Даже одного. А в Лыскове их недавно прибавилось девятнадцать. Купленные меценатом Александром Зоровым колокола освятили и частью их оснастили учебную передвижную звонницу. На первое занятие школы звонарей пришло больше двадцати человек. Был крест, стал треугольник Лысково, в прошлых веках знаменитое на всю Россию село, и сегодня, став городом, найдёт чем удивить. Расположено на высоком берегу Волги напротив Макарьевского монастыря. Его история тесно связана с самой большой в России Макарьевской ярмаркой. Здесь велась большая торговля (по хлебной торговле село было на втором месте после Рыбинска), развивались ремёсла. Мы идём смотреть новую звонницу из краеведческого музея, что в старинном купеческом доме. Через дорогу — Музей лысковской денежной шкатулки (её ещё называют «персидской»), за углом — величественный Вознесенский собор. «Школу звонарей открыли в мае, — рассказывает по дороге директор музея Елена Глебовна Пирогова. — Организаторы хотят увеличить число звонарей, чтобы можно было в праздники звонить в колокола в Георгиевской, Казанской церквях и в Макарьевском монастыре. Общий колокольный перезвон — как это было раньше». Раньше, когда в Лыскове было больше храмов, с высоты птичьего полёта они образовывали крест. Сейчас — только треугольник. Величественный Вознесенский собор поражает своей архитектурой. Неожиданные колонны дорийских портиков напоминают о классицизме в архитектуре. Так и есть, собор построен в стилистике позднего классицизма в 1814 году в память о победе над Наполеоном. Сейчас его реставрируют. Работы начались в 80‑х годах, но до сих пор не завершены. В далёком прошлом храм украшали росписи арзамасца, академика живописи Александра Ступина. Сейчас стены просто покрыты штукатуркой. В свежевыбеленных стенах собора и находится учебная звонница. «Можно войти? А посмотреть колокола? А попробовать позвонить?» — на скороговорку моих вопросов отвечает улыбкой отец Виталий, протодиакон и руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Лысковской епархии. Можно, можно. Обучаться искусству колокольного звона здесь приглашают всех. Привечают и женщин, и детей. «Двойки» даются нелегко Звонница — металлическая рама буквой «П» в человеческий рост, украшенная фигурной ковкой. На перекладинах рамы по сторонам висят семь колоколов разных размеров и с разными голосами. К языкам колоколов привязаны верёвки, соединённые между собой. Человек, стоящий в звоннице, дёргая верёвки, отрабатывает на колоколах «двойки» — сдвоенные удары, которые используются в звонах. Знакомимся. 70-летний Леонид Евгеньевич Бобылёв живёт в Лыскове. По диплому — художник, по жизни — кузнец, резчик по дереву, постоянно осваивающий разные навыки и умения. Например, делает старинные обертоновые флейты калюки. Кстати, этот фольклорный инструмент считается чисто мужским. К искусству звонарей он прикоснулся впервые. «Ещё хочу учиться многому. Если человек не имеет цели, он быстро стареет», — смеётся Леонид Евгеньевич. Учиться искусству колокольного звона — дело непростое, со множеством нюансов. «Двойки» начинающему звонарю даются нелегко. «Колокола — это такой мощный пласт музыкальной культуры, просто хотел прикоснуться к нему. Но это так сложно! Это послушание, — размышляет он. — Поднимаешься на колокольню — одну молитву читаешь. Взялся за верёвки — другую молитву читаешь. И сами колокола таковы, что надо полностью проникнуться особенностями звонов. Даже на гитаре, пока мозоли не набьёшь, играть не получится. Колокола ещё сложнее. Настоящие звонари живут в другом мире». А колокол-то промолчал Вот и моя очередь прикоснуться к мощному пласту. Пропускаю верёвку через пальцы правой руки, чтобы, качая ладонью, заставлять звучать разные колокола. Не тут-то было! Из трёх колоколов слушаются только два, третий молчит. Передвигаю верёвку, пытаюсь изменить амплитуду движения ладони — нет, не даётся! Надо учиться. Но даже два колокола, звучание которых окутывает и в буквальном смысле пронизывает, приводят в необыкновенное состояние. Колокольный звон, его грандиозная сила и особенный, таинственный тембр — это чудо из чудес, особенно большой набор колоколов с широким диапазоном звучания. Он отзывается в душе каждого. Например, как это было в Плёсе, когда резонансный опен-эйр «Концерт над Волгой. Посвящение русской провинции» завершился «Благовестом» Александры Пахмутовой с участием колокольных звонов. В этом финале были задействованы колокольни четырёх храмов, а «дирижировал» ими вкупе со своим оркестром Юрий Башмет. Вот бы так в Лыскове! Другая натура Новые колокола, купленные меценатом Александром Зоровым, появились в Вознесенском соборе в начале мая. Колокола изготовлены в городе Тутаеве Ярославской области. Вес — от 4 до 230 кг. На самом большом отлита надпись «В память военных побед и доблести русского воинства». Освятил их епископ Лысковский и Лукояновский Силуан. После освящения несколько звонов исполнил на звоннице звонарь Сергей Пукемов. Именно он в школе звонарей обучает своему искусству. Так на колоколах будут играть и женщины? Оказывается, да. А в других городах даже и обучают. Говорят, звон у них немного другой, потому что и натура другая. Учебная звонница будет использоваться для занятий и дальше. В школе звонарей есть и теория, и практика. Сначала — освоение азов колокольного искусства, а потом оттачивание мастерства. После обучения каждый новоиспечённый звонарь должен уметь сыграть минимум три звона. В перспективе — все виды канонических звонов. Остаётся только представить, какой благолепный звон поплывёт над Волгой из Лыскова. Светлана Кукина