Не научная фантастика, но реальность
Идейным вдохновителем Футуристической трилогии "Я, робот", этого авантюрного проекта, в хорошем смысле, неординарного вызова всему коллективу, выступил художественный руководитель и главный режиссер театра Георгий Исаакян. Он стал режиссером-постановщиком в первых двух частях трилогии, "Любовь к трем цу кербринам", "ОНА", и также автором либретто по мотивам повести "Двухсотлетний человек" Айзека Азимова и режиссером-постановщиком балета-голограммы. Фото: Елена Лапина Новая работа придумщиков оригинального проекта и завершение его сценического воплощения стала творческой декларацией коллектива Театра им. Н. Сац. Е динственный в мире музыкальный театр для детей и юношества продемонстрировал смелость в осмыслении серьезных проблем взаимодействия человека и искусственного интеллекта через жанры музыкального театра. Заявив неравнодушие к разным факторам столкновения человека и компьютера, создатели трехчастного футуристического цикла подвергли некоторой трансформации сами жанры оперы и балета. В AR-опере "Любовь к трем цу кербринам" К. Комольцева, компьютерной драме "ОНА" и в балете-голограмме "Двухсотлетний человек" полноценно использованы возможности ультра-современных технологий. Наряду с традиционными выразительными средствами компьютерные и визуальные эффекты активно вплетены в живой сценический процесс. Такой экспериментальный симбиоз видится весьма оправданным и уместным в обращении со специфическими темами трех постановок, связанными с искусственным интеллектом. Трехмерная реконструкция - фотограмметрия - вовсю присутствует в премьерном спектакле "Двухсотлетний человек". Специалист по музыкально-компьютерным технологиям и художник визуальных эффектов Илья Шушаров ответственнен за нее. Фото: Елена Лапина Не смотря на технологическую продвинутость, новая постановка художественного руководителя балета театра, хореографа Кирилла Симонова пожелала остаться по сути неоклассическим балетом. По словам Кирилла Алексеевича фантастический сюжет про изначально лишенное души существо превратился в историю про человечность, про способность чувствовать, про нежность, романтичность и ностальгию. Робот, совершенствуясь, эволюционирует в человека, начинает сопереживать, сочувствовать, любить, а вот люди, наоборот, всё больше превращаются в роботов, попадают в зависимость от искусственного разума. Писатель более полувека назад предвосхитил то, что сегодня подошло к нам вплотную. Фантастика становится реальностью. Постановщик Кирилл Симонов уходит в хореографии от простого решения имитировать танцующего робота, но не отказывается от вращений а ля брейк, прыжков и поддержек, напоминающих спортивные танцы. Много и активно прочерчены энергичные рисунки рук танцующих. Темп смены хореографических движений взят очень быстрый, даже в медленных эпизодах. Это хорошо воспринимается в кордебалетных номерах, особенно когда танцоры синхронно двигаются в ансамбле, достигая ритмической отточенности. Симонов максимально аккуратно сумел вписать сольные, дуэтные, массовые танцы, а также мизансцены в камерное пространство Малой сцены Театра. Артисты часто двигались одновременно, в отведенных им зонах, неодинаково удаленно от авансцены, под разными ракурсами к зрителям. Возникала прихотливость визуальной танцевальной партитуры и пластика сценического пространства. Особая составляющая спектакля - это специально написанная к балету музыка. Британский композитор и диджей Габриэль Прокофьев, внук знаменитого Сергея Сергеевича Прокофьева, сам записывал музыку с помощью компьютера и присылал файлы создателям спектакля. Компьютерно-синтезированное звучание в стиле техно, с многократно повторяющимися крохотными мотивчиками, отсылает к диджеевским композициям и в целом работает на механистичный образ. Но среди такого рода звуков присутствуют и островки своеобразной лирики с намеком на мелодию. Голограммы появляются на заднике сцены несколько раз, в момент, когда в позитронном мозгу робота Эндрю образца 2050 года проносятся образы объектов великого искусства, музыкальных инструментов, скульптур. Робот все больше "очеловечивается", во всех смыслах становится более человеком, чем люди-андроиды с искусственными органами и протезами. Старый двухсотлетний человек Эндрю приходит в гости к потомкам его первых хозяев. Он включает голограмму, старую видеозапись его танца с главной героиней, Маленькой Мисс, для ее правнучки. Танец на сцене - копия танца вращающейся голограммы - эмоционально и визуально яркий момент. Взрослую Маленькую Мисс, ее внучку и правнучку выразительно станцевала Анна Макарова. Партию робота исполнил Иван Титов. А вот Эндрю в облике старого человека, уже без внешних атрибутов робота, Кирилл Симонов проницательно увидел в Олеге Кожанове, педагоге-репетиторе балетной труппы. Наставник сыграл роль старика в том необходимом настроении разочарования и ностальгической тоски, какую и должен уже по-человечески переживать когда-то бывшее роботом существо. Эндрю умирает человеком, так и не узнав, что за ним, наконец, признали право быть человеком. Научный фантаст Айзек Азимов вывел Три закона роботехники и предположил: "...если хорошенько подумать, Три Закона совпадают с основными принципами большинства этических систем, существующих на Земле." То есть, если кто-то исполняет все Законы роботехники, он - или робот, или очень воспитанный человек.