Почему на Кубани могила русского писателя Виктора Лихоносова зарастает травой
Уже почти два года нет с нами автора романа "Наш маленький Париж", который называют литературным памятником кубанской столице. Восемнадцать лет лауреат Государственной премии России Виктор Иванович Лихоносов возглавлял литературно-исторический журнал "Родная Кубань". Именно на его страницах регулярно печатаются материалы студентов журфака Кубанского госуниверситета, посвященные попранной памяти писателя и вызывающие отклик у неравнодушных жителей края. А последняя публикация на сайте журнала, увидевшая свет буквально на днях, шокировала многих.
Забытая могила
Летом 2021 года Лихоносов умер от ковида в одном из инфекционных госпиталей Краснодара. Он обрел последний приют на сельском кладбище древней Тамани. Согласно завещанию его похоронили рядом с матушкой. Здесь стоит надгробие с плачущим ангелом и чуть заметной на белом мраморе надписью: "Мать писателя". Наверное, этот ангел помог студентам, отправившимся в один из июньских дней в экспедицию на Тамань, найти могилу писателя. Вернувшись, потрясением от увиденного пятикурсник Даниил Диденко поделился с читателями "Родной Кубани":
"...Логично было бы предположить, что могила великого русского писателя станет для кубанцев и всех россиян, знакомых с творчеством классика, местом сакральным. Именно с такими представлениями мы небольшой группой студентов отправились в Тамань. В то место, которому классик посвятил множество произведений. Главной и заключительной точкой маршрута для нас стало таманское кладбище. К сожалению, ни в одном путеводителе или справочнике мы не нашли информацию о месте захоронения. Пришлось искать самостоятельно. К счастью, встретили пожилых местных жителей, хорошо знавших Лихоносова. "В прошлом году мы приглядывали за его могилой, а сейчас уже сил на это нет. Сердце обливается кровью, когда видим, какое там теперь запустение", - честно признались старички. Подобные эмоции испытали и мы, дойдя практически до края кладбища. Последний приют писателя зарос высоченной травой и выглядел, как чья-то безродная могила. Вырывать траву пришлось голыми руками. Потом стали убирать старые цветы, в том числе венок с похорон. Убрав его, возложили новые цветы, зажгли лампадку и, перекрестившись, поклонились могиле русского классика. Слов никто не говорил - даже та тишина, что стояла вокруг, была слишком громкой, давящей. Казалось, земля сама кричит, молит о справедливости. Всем видом показывает: так быть не должно..."
Скорбь и красоты Пересыпи
Не должно. Но стало. Как, почему? Ведь у Виктора Ивановича есть приемная дочь Анастасия, которую он воспитал с младенчества, внуки и уже даже правнуки. Разыскиваю телефон Насти, звоню ей. Женщина говорит, что уже месяц живет в Пересыпи (отсюда до Тамани примерно 50 километров), в доме своей бабушки. Этот дом очень любил писатель. Он говорил, что здесь ему не только легко дышится, но и пишется. "Мне всегда кажется, что милее нет места на земле и нигде в такой тишине и уютности никто не живет", - считал писатель. По сло- вам Анастасии, за могилами родных она следит и те в полном порядке.
Сейчас - да. Но ведь порядок навели студенты, по сути, чужие люди. "А появится ли на могиле памятник?" - "Планирую установить до девятого августа, - отвечает. - Кто автор проекта, спрашиваете? Да я и есть автор. Это будет обычный памятник с фотографией. Заказала его, когда появилась возможность. И архивы отца сюда, в Пересыпь, привезла. Могу всем желающим их продемонстрировать..."
Демонстрировать архивы классика, тем более его личную переписку, всем желающим, пожалуй, не стоит. А вот специалисты, думаю, должны не только посмотреть их, но и составить каталог того, что годами и десятилетиями собирал Виктор Иванович. Это его собственные рукописи, среди которых есть и еще не опубликованные, личная переписка, в том числе с писателями Валентином Распутиным и Василием Беловым, редкие книги с дарственными надписями. Все это является объектами культурного наследия и требует особых условий хранения. Как известно, большинство писательских архивов находится в Государственном архиве литературы и искусства, также в рукописном архиве Государственной библиотеки имени Ленина. По словам близких друзей Лихоносова, именно туда он и намеревался передать рукописи. Однако до сих пор неизвестно, успел ли юридически оформить свою волю.
Все на продажу?
А между тем еще с прошлого года идут разговоры о разбазаривании лихоносовских архивов. Тревогу по этому поводу опять-таки подняли студенты кубанского журфака. И это не случайно.
- Для нас Лихоносов - путеводная звезда, - констатирует в разговоре с корреспондентом "РГ" декан факультета журналистики КубГУ Валерий Касьянов. - Посвященные его творчеству конференции проводим с 2016 года. Пять прошли с участием Виктора Ивановича, и вот уже две - без него.
- По произведениям Лихоносова студенты пишут рефераты и дипломные работы, - подхватывает заведующий кафедрой публицистики и журналистского мастерства, главный редактор журнала "Родная Кубань" Юрий Павлов. - Они трепетно относятся ко всему, что касается его имени. Поэтому забили тревогу, когда узнали о том, что архивы Лихоносова пущены на продажу. Наш студент Андрей Нейжмак провел по этому поводу расследование, результаты которого опубликованы в "Родной Кубани".
В интернете наткнулся на объявление, которое никак не ожидал увидеть: продавались рукописи писателя
Кстати, первая его заметка вышла в журнале в сентябре прошлого года:
"На бескрайних просторах интернета наткнулся на объявление, которое никак не ожидал увидеть, - написал Андрей. - Продавались рукописи Виктора Ивановича Лихоносова: романы "Наш маленький Париж" и "Когда же мы встретимся", повести "Элегия" и "Осень в Тамани", а также личная переписка со знаменитыми современниками. На вопрос о точной стоимости получаю ответ: "Пока изучаем спрос на предмет. Цена не сформирована". После диалога с торговцем узнал, что он не является родственником классика, а тетради Виктора Ивановича приобрел у наследников. Произведения Лихоносова, а также письма от В. Распутина, О. Михайлова, В. Курбатова, Н. Пичугина хочет продать "богатому коллекционеру". Эта ситуация шокирует. Кубанскими литературными сокровищами сегодня торгуют на интернет-барахолках как вещами, предназначенными для чьей-нибудь частной коллекции. Нужен ли нашему городу, краю, России архив великого русского писателя? Кто должен сохранять бесценные рукописи? Почему через год после смерти В. И. Лихоносова никто из госчиновников не задумался о сбережении нашего общего культурного наследия? И главное, что будет дальше с выставленным на продажу архивом писателя?"
Автор "Нашего маленького Парижа" нашел последний приют на сельском кладбище древней Тамани. Фото: Мария Вяльшина
Спустя месяц этими же вопросами озаботился обозреватель "Российской газеты", писатель Дмитрий Шеваров, хорошо знавший Лихоносова ("Ах, как хочется в Тригорское" - "РГ-Неделя" от 09.10.2022 г.). Вот небольшой фрагмент публикации: "...Моими письмами Виктору Ивановичу (а переписывались мы лет десять) пока не торгуют. То ли ценюсь невысоко, то ли продавец, заполучивший за бесценок архив русского писателя, смущается торговать письмами еще живых людей. А может, мои письма вместе с письмами других людей, не самых известных публике, просто выброшены на помойку?.. Не знаю, какими словами назвать все это. Слова "позор", "дикость", "бред", "цинизм" уже никого не трогают. Мы живем в таком чаду, что даже если на Avito выставят на продажу рукописи "Капитанской дочки" или "Войны и мира" - никто не удивится. И все-таки я обращаюсь к министру культуры Ольге Любимовой: спасите архив Виктора Лихоносова..."
С такой же просьбой мы обращаемся к министру культуры Кубани Виктории Лапиной. И вновь ставим вопрос об увековечении памяти Героя труда Кубани и почетного гражданина Краснодара Виктора Лихоносова.
Мы также встретились с людьми, которые хорошо знали и ценили Виктора Ивановича, и выслушали их мнение. Но это - тема отдельного разговора.