60 лет назад в Кыргызстане появился собственный профессиональный цирк

Основоположницей национального циркового искусства республики считается легендарная группа "Молодая Киргизия". Свое первое представление она дала 20 октября 1963 года. С тех пор эта дата считается днем рождения кыргызского цирка.

60 лет назад в Кыргызстане появился собственный профессиональный цирк
© Российская Газета

Советский китаец

"Молодая Киргизия" оставалась визитной карточкой республики долгие годы. Стоило артистам приехать на гастроли в любой город Советского Союза, аншлаг был обеспечен.

- Элементы циркового искусства, конечно же, существовали в играх и спортивных состязаниях киргизского народа издавна, - утверждает гость Центрально-Азиатского представительства "Российской газеты", сегодняшний руководитель труппы "Молодая Киргизия" Муратбек Акматов. - Ни одно празднество не обходилось без конных и прочих состязаний, таких, как аламаи байге и улак тартыш, или национальной игры селкинчек с элементами акробатики. Но это было, скорее, развлечением, а не профессиональным занятием.

Тем не менее цирк, по словам Муратбека Акматова, на Тянь-Шане любили. "Это был самый популярный в народе вид искусства, - подчеркивает он. - До того как в 1976 году во Фрунзе (ныне Бишкек) построили новое здание цирка, в сквере за Кыргызским национальным академическим театром оперы и балета имени Абдыласа Малдыбаева располагался цирк-шапито, где выступали приезжие артисты. Люди приходили на представления семьями".

Решение о создании национального профессионального циркового коллектива республики приняли в Москве на совещании в "Союзгосцирке". Первыми участниками "Молодой Киргизии" стали Эсенгул Мамытбеков, Айып Жусупов, Станкул Бейшенбаев, Бектурган Кулубаев, Садырбек Соронбаев, Мелис Жумалиев и единственная девушка в группе, китаянка по происхождению Клара Линь-Чан.

Возглавил группу талантливый артист, китаец по национальности Джан Фунлин, взявший себе впоследствии имя Евгений Джаныбеков. У него не было специального образования, но он был самородком и обладал тонким художественным чутьем. В поисках артистов он объездил всю Центральную Азию и только в Киргизии нашел именно то, что было надо для создания коллектива.

Дебют труппы состоялся в Москве. Открывали программу акробаты, выполняющие сложнейшие трюки на туго натянутых вертикальных канатах. Во время прыжков они виртуозно играли на кыргызском национальном инструменте - комузе, а в конце артисты создавали фигуру, напоминающую кыргызский узор.

Первое же представление непосредственно во Фрунзе прошло в том самом цирке-шапито, но при пустом зале, хотя публика готова была взять билетные кассы штурмом. Дело в том, что тогда о "Молодой Киргизии" местное телевидение снимало документальный фильм "Арена смелых", и режиссер решил, что лучше обойтись без зрителей.

Евгений Джаныбеков руководил "Молодой Киргизией" почти 17 лет. Позже на этом посту его сменил Эсенгул Мамытбеков, впоследствии ставший народным артистом Кыргызской Республики. Кстати, он был одним из первых артистов цирка, получивших почетное звание за творческую деятельность. Под его руководством "Молодая Киргизия" пополнилась новыми артистами и акробатическими трюками.

В 1967 году в 50-летний юбилей Великой Октябрьской революции труппа вновь выступила в Московском цирке. "Молодую Киргизию" признали одним из лучших и самых оригинальных коллективов. Ей присвоили звание лауреата Всесоюзного смотра новых цирковых произведений.

Мечта о манеже

Когда "Молодая Киргизия" начала покорять сердца публики городов Советского Союза, Мурату Акматову, третьему по счету руководителю группы с момента ее основания, исполнилось два года.

- Я не знаю, когда во мне загорелась любовь к цирку, - признался Муратбек Акматов. - Но мне кажется, что я уже родился с мечтой о манеже. Попав на одно из представлений, я понял, что нашел свое призвание. Окончив восемь классов школы, я отправился в Москву и поступил в Государственное училище циркового и эстрадного искусства имени Румянцева. В конце 70-х годов в стране неожиданно обнаружилась нехватка мастеров манежа. И поэтому нам, пятикурсникам, разрешили перейти на заочную форму обучения и раскидали по действующим труппам. Моими педагогами, кстати, были поистине великие мастера. Актерское искусство у нас читала несравненная Цецилия Воскресенская, жонглирование преподавала Виолетта Кисс. Мной заинтересовался знаменитый воздушный гимнаст Александр Петунов. Он приглашал меня к себе в группу, в его программу "Воздушный полет Петунова". Но я все же решил пойти в "Молодую Киргизию".

Именно Муратбеку Акматову принадлежит идея сделать так, чтобы акробатические трюки и игру на комузе выполняли ребята славянской наружности. Комузистами-трюкачами стали Юрий Яковенко, Сергей Богомазов, Дмитрий Набойчиков и Сергей Лазаренко. Уроки музыки на национальном инструменте им давал сам шеф. Акробаты оказались хорошими учениками и мелодию выучили за несколько занятий. Оставалось только научиться исполнять ее по время выполнения сальто. На это ушло около трех недель многочасовых репетиций. Зато успех был настолько ошеломляющим, что многие зрители отказывались верить, что комуз звучит вживую.

- Случилось это в Киеве во время гастролей "Молодой Киргизии" по Украине, - вспоминает Муратбек Акматов. - Мы еще не закончили выступать, как в зрительных рядах началась какая-то суета и послышались выкрики: "Фонограмма", "Халтура" и другие в том же роде. Тогда мы выступили с этим номером еще раз, причем так, чтобы было видно, что исполнение музыки происходит вживую. Зал взорвался аплодисментами

Билет к Никулину

Роман Симоненко, работавший в составе "Молодой Киргизии", в детстве о цирке не мечтал, но бывать там любил, как все дети. Но однажды на урок физкультуры пришел тренер по спортивной гимнастике. Этот вид спорта и стал смыслом жизни Романа.

- В цирк я попал случайно, - заверил корреспондента "РГ" Роман Симоненко. - Однажды увидел, как на канатах репетируют артисты. Попросил разрешения попробовать, и у меня получилось благодаря хорошей спортивной подготовке. Меня тут же пригласили в этот прославленный коллектив. Можно сказать, что пришел я туда со своим номером - акробатические трюки на батуте. Но, тем не менее, именно шеф (Муратбек Акматов) и его "Молодая Киргизия" дали мне путевку в жизнь.

Но как-то раз на гастролях по России к Роману Симоненко подошел представитель цирка на Цветном бульваре и спросил, не хотел бы он выступать на их арене. Предложение было очень заманчивым. На манеже прославленного цирка в свое время выступали самые именитые артисты.

- Думаю, что от такого никто бы не отказался, - продолжил Роман Симоненко. - Мне было жаль уходить из "Молодой Киргизии". О предложении выступать в цирке Никулина я рассказал Муратбеку. Он сам артист и понимает, как важно творческим людям расти в профессиональном плане. Конечно, он отпустил меня, хотя, подозреваю, скрепя сердце. Но в моей душе "Молодая Киргизия" останется навсегда. Я вспоминаю о ней с теплотой. Этот коллектив стал для меня первым, а такое не забывается.

Кстати

В Кыргызском государственном музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева в постоянной экспозиции есть уникальная работа талант-ливого художника, заслуженного деятеля культуры КР Мурата Бекджанова. Картина называется "Молодая Киргизия". Артисты цирка". На ней изображены семь молодых людей и девушка. Мастер посвятил работу первому составу легендарного циркового коллектива, который покорил весь Советский Союз.