Человек-пиролиз: как посадить самолет в центре Владивостока и заработать на выделениях горожан
Спецпроект DEITA.RU «Антология выборов в Приморье», часть 3.
Юрий Михайлович Копылов в конце 1998 года после эпичного, а по-другому и быть не могло, ухода Виктора Черепкова был назначен исполняющим обязанности главы администрации Владивостока. С первых дней работы новый городской «шеф» активно начал залатывать, заделывать, переделывать, реорганизовывать «наследство», доставшееся от предшественника. Не иначе, как «разрушителем городов» он бывшего градоначальника и не называл.
В отличие от своего «несистемного» предшественника, Юрий Копылов был профессиональным управленцем того времени. Карьера, которую он начал в рыбной промышленности, провела его через райком, горком, и крайком партии. Человек с дипломами находкинской мореходки, Высшей партийной школы КПСС, Дальрыбвтуза и опытом работы замглавы города был, на тот момент, идеальной кандидатурой на пост управляющего городским хозяйством.
Закрыв зарплатные долги бюджетникам, подрядчикам «черепковских» строек, в 2000 году Юрий Копылов побеждает на выборах и заступает градоначальником на ближайшие четыре года. Скандалы в период народного волеизъявления были. Но к ним во Владивостоке уже привыкли и, на тот момент, кроме соратников экс-мэра Черепкова, они мало кого интересовали.
Между тем, проблемы от предыдущей администрации оставались. А к ним соответственно прибавлялись новые. Да и состав краевой власти уже успел поменяться. Постоянные процессы упорядочивания, урегулирования всего возможного и невозможного поглотили градоначальника. Грань между тем, что сделать реально, а что нет – исчезла.
Юрий Михайлович не отличался особым изяществом в публичных выступлениях. Мог и «рубануть с плеча». Неприятно, зато правда, зато честность и искренность, понимаешь. Однако, ряд его «шедевральных» высказываний запомнился отнюдь не по причине их прямолинейности.
Безусловным «хитом» Юрия Михайловича стала озвученная им идея (проектов тогда еще не было в словарном запасе истеблишмента) наладить производство мазута из «высушенных человеческих экскрементов» методом пиролиза. Даже трек музыкальный на эту тему появился и некоторое время пользовался популярностью среди местного населения, говорят, даже крутился на каких-то радиостанциях.
До этого у градоначальника тоже были мысли использовать естественные людские надобности в качестве средства пополнения бюджета. Заодно и проблема с общественными туалетами могла решиться. Вот цитата из одного городского еженедельника: «Туалетов хватит всем. Но не на частный карман они будут работать, а в казну города денежки приносить». Справедливости ради стоит отметить, что делать казенные деньги на экскрементах горожан ни один глава еще не смог. Как-то не получается превратить владивостокцев в новую нефть, а как было бы замечательно – и налоги платят, да еще и финансово емкий продукт производят естественным путем. Между тем, проблема с общественными туалетами во Владивостоке актуальна и по сей день.
К «золотой коллекции» идей Юрия Копылова можно отнести и желание проверить «гоголевскую» развязку на прочность посадкой на нее пассажирского самолета. С внятной проектной документацией были проблемы. Начинал ее строить предшественник. И городской руководитель, видимо, был готов к крайним мерам.
«Думаю договориться с авиаторами, Ту-154 на посадку завести, пусть он своими шасси ударит по развязке… Выстоит, значит будет стоять, а не выстоит, значит будем разрушать!» - резюмировал в одном из своих интервью Юрий Михайлович.
В этой же «подборке» находятся намерения установить в городе шесть многоярусных парковок элеваторного типа из Южной Кореи. Здесь же «лежит» и проект строительства первой в России пассажирской канатной дороги. На начальном этапе «канатка» должна была соединить берега бухты Золотой Рог. В дальнейшем - площадь Луговую с ул. Черняховского, сопку Бурачека с бухтой Шамора, а побережье бухты Артур с мысом Поспелова на острове Русский. Эта идея, кстати, до сих пор будоражит неокрепшие умы многих муниципальных урбанистов.
После пяти с половиной лет управления городом в «сухом» остатке у Юрия Копылова значится следующее:
- Ликвидация доставшихся от предшественника многомиллионных задолженностей по выплатам бюджетникам различных сфер.
- Районы Владивостока перестали быть самостоятельными муниципалитетами.
- Была расширена проезжая часть на выезде из города. Началось строительство новой эстакады Некрасовского путепровода. Проекты финансировались за счет краевого и федерального бюджетов.
- На тротуарах центральных улиц появилась брусчатка и деревья в кадках. В холодное время года брусчатка «обеспечивала» работой городские травмпункты. Растительность в кадках была некоторое время предметом споров об эстетической целесообразности и «трофеем» для несознательных дачников да придомовых цветоводов.
- Приобрел начальные очертания владивостокский «Арбат». Известная сегодня территория была расчищена от бесчисленного количества торговых киосков.
- На историческом месте была построена Триумфальная арка, копия оригинального сооружения, снесенного при советской власти. Рядом с аркой появился сквер, ныне называемый Адмиральским.
- Закладка символического «первого» камня в фундамент станции канатной дороги.
-Продвижение идеи создания предприятия переработки человеческих экскрементов в мазут посредством пиролиза.
- Городской стадион «Авангард» оживился ревом двухтактных моторов. Во Владивосток, хоть и ненадолго, вернулся спидвей.
- На кладбище построен колумбарий, встречающий всех въезжающих в город своими серыми рядами.
К перечисленному стоит добавить два уголовных дела, заведенных по факту злоупотребления и превышения должностными полномочиями (по колумбарию, кстати, тоже было следствие), завершившихся для экс-главы условными сроками.
Спецпроект «Антология выборов в Приморье». Какие люди и как приходили к власти в регионе, скандалы, интриги и перлы губернаторов и градоначальников. Политический детектив в 11 сериях. Часть 1. «Вместе с мэром. Первый народно избранный градоначальник Владивостока». Часть 2. «Наздратенко у руля, не боимся ни***»: как Приморье превратилось в горячую точку