Войти в почту

АрхитЕбург "Уралинформбюро" с организаторами "Стенограффии"

Фестиваль уличного искусства "Стенограффия" проводится в Екатеринбурге с 2010 года и стал творческим "трамплином" для ныне известных художников, работы которых выставляются в самых престижных галереях. Сухая статистика: в рамках "Стенограффии" было создано 600 арт-объектов в 13 городах страны, привлечено 360 художников из 17 стран, "покрашено" более 45 тысяч квадратных метров фасадов и торцов зданий, заборов, гаражей, промышленных объектов.

АрхитЕбург "Уралинформбюро" с организаторами "Стенограффии"
© Уралинформбюро

Неудивительно, что Екатеринбург считается столицей российского стрит-арта. Корреспондент "Уралинформбюро" встретился с сооснователями "Стенограффии" Анной Клец, Андреем Колоколовым и Константином Рахмановым, чтобы узнать, какие сюрпризы преподнесет фестиваль Екатеринбургу на 300-летие.

На данный момент достоверно известно количество потенциальных участников (более 400 из 90 городов) и фестивальная география (порядка 600 рассматриваемых площадок). Официальный старт фестиваля состоится 14 июля.

Но главную интригу нынешней "Стенограффии" организаторы держат в секрете. "У нас есть два крупных проекта, о которых я пока не буду говорить, по ним сейчас ведутся переговоры. Кроме того, собираемся осуществить один сложный эксперимент", - сообщила Анна Клец. Не исключено, что это будет стрит-арт на нестандартной поверхности. Например, на водной глади одного из водоемов Екатеринбурга.

Анна Клец, Андрей Колоколов и Константин Рахманов. Фото: Алексей Пономарчук

- Любое явление, даже самое креативное, должно развиваться. Уличное искусство не исключение из этого правила. Как изменились подходы к стрит-арту в Екатеринбурге за время "Стенограффии", появились ли в фестивальной практике какие-то новые темы, технологии, может быть, объекты для росписи?

Андрей Колоколов:

- Мы всегда пробуем что-то новое, когда есть такая возможность. Например, в рамках "Стенограффии" однажды был изготовлен арт-объект без участия человека: его напечатал большой настенный принтер по эскизу, нарисованному нейросетью. Также мы выходили и в скульптурную "плоскость". Речь о "Красных человечках" (размещенных на крыше ТЮЗа в 2020 году. – Прим. ред.) художника из Санкт-Петербурга Андрея Люблинского. Но любое технологическое усложнение - это принципиально другой уровень расходов, и для этого нам нужно искать дополнительных партнеров.

На самом деле, главный прогресс фестиваля в том, что он стал более разнообразным в плане жанров и – прошу прощения за такой "маркетинговый" термин – аудитории. У настенных рисунков расширилась номенклатура: тут и классическая живопись, и абстракционизм, и каллиграфия, и граффити. Мы стараемся максимально захватить разные сферы, привнести как можно больше разных работ, разных художников.

- Какие из фестивальных работ до сих пор украшают улицы Екатеринбурга, стали его постоянным наследием?

Анна Клец:

- Одна из самых известных и популярных работ, оставшихся в наследство от "Стенограффии" - две "бочки" на Ботанике, расписанные в 2010 году нашей командой совместно с ребятами из Новосибирска под банку сгущенки и томатного супа Campbel’sl. Или вот автомобиль "Москвич" и гараж-ракушка в одном из дворов города, раскрашенные в рамках фестиваля 2017 года в сеточку из Photoshop. Получилось, что объекты как бы "вырезаны" из реальности. Эта картинка получила по всему миру десятки миллионов публикаций. Теперь "Москвич в сетку" - самый известный стрит-арт-проект из России, он пользуется огромной популярностью.

Композиция "CTRL+X", авторы - команда Hot singles in your area (Екатеринбург). Фото: Дмитрий Чабанов / Предоставлено собеседниками

- Можно ли назвать фестиваль стартовой площадкой для превращения любителей в профессионалов?

Андрей Колоколов:

- Еще как можно! Примеров множество. Маша Хардикова (родилась в Ростове-на-Дону, живет в Санкт-Петербурге. – Прим. ред.) первый крупный проект создала в рамках "Стенограффии", ее работа "взлетела", посыпались приглашения на другие фестивали. Сегодня это – известный мастер стрит-арта.

Константин Рахманов:

- На "Стенограффии" начинал свой путь Данила Шмелев, он же Shozy (известный московский художник, работающий в стиле гиперреализма. – Прим. ред). Да и знаменитый Покрас Лампас (Арсений Пыженков. – Прим. ред.), когда он еще не был "суперзвездой", в ходе одной из первых "Стенограффий" разрисовал арку у кинотеатра "Салют", причем это был его первый масштабный опыт стрит-арта. Эта работа до сих пор в топе упоминаний в соцсетях.

Композиция "All your walls are belong to us" в арке у бывшего кинотеатра "Салют". Автор - Покрас Лампас (Санкт-Петербург). Фото: Альберт Габсатаров / Предоставлено собеседниками

- Кроме "Стенограффии" в Екатеринбурге проходят и так называемые "партизанские" фестивали, например, "Карт-бланш". Возможна ли кооперация с этими художниками? Участвуют ли они в проектах вашего фестиваля или эти два вида уличного искусства развиваются параллельно?

Андрей Колоколов:

- С художниками, которые участвуют в рамках фестиваля "Карт-бланш", мы взаимодействовали многократно. Они также участвовали в "Стенограффии". "Партизанские" фестивали ведь проводятся не как альтернатива официальным - тут все гораздо сложнее. Некоторые работы – например, роспись фасада высотного дома с помощью автовышки – невозможно выполнить "нелегально", нужна масса согласований, кроме того, автовышка стоит дорого. Также зачастую художнику не под силу "на свои" купить большой объем краски или арендовать профессиональное оборудование. Поэтому такие масштабные работы чаще проводятся в рамках таких фестивалей, как "Стенограффия", а вот небольшие поверхности можно расписать и "по-партизански", без лишних финансовых затрат и бюрократии. Для таких арт-объектов и существует "Карт-бланш". Это лишнее доказательство того, что Екатеринбург весьма комфортный город и для "легального", и для "нелегального" искусства.

"Стена ангелов" во дворе дома по улице 8 Марта, 22/1. Авторы - команда Rainessence (Ростов-на-Дону). Фото: Дмитрий Чабанов / Предоставлено собеседниками

- Кстати, о затратах. В этом году на организацию фестиваля выделено из городского бюджета 1,2 миллиона рублей. На какие цели обычно идут эти деньги? Есть ли у фестиваля внебюджетные источники финансирования?

Анна Клец:

- У фестиваля сложились хорошие отношения с администрацией города, в том числе в плане организационной поддержки. Но, конечно, этих денег недостаточно, это малый процент затрат, необходимых для нынешних объемов "Стенограффии". Нам сегодня нужен не один десяток миллионов рублей, чтобы удержать достигнутую "планку". Да и цены на материалы серьезно выросли. Поэтому мы привлекаем к делу бизнес – и тем самым помогаем инвестировать частные средства в преображение городского пространства. Можно сказать, город – главный "бенефициар" фестиваля: мы не только "раскрашиваем" фасады, но и воспитываем ответственных горожан, продвигаем город в медиа-среде, в том числе во время крупных международных мероприятий вроде Чемпионата мира по футболу.

- Многие горожане воспринимают феномен стрит-арта, ориентируясь на "наскальные" граффити на стенах домов. А эти граффити часто не украшают, а наоборот, портят внешний вид города. На ваш взгляд, развитие "Стенограффии" поможет поставить заслон этому явлению?

Андрей Колоколов:

- А зачем ставить заслон? Нужно действовать по-другому: перенаправлять творческую энергию этих молодых ребят. Первые "Стенограффии" на это и были заточены: привлечь как можно больше граффити-райтеров и перенаправить их активность в область искусства. Нужно, чтобы люди на собственном опыте проверили и поняли, что когда они делают что-то ценное для общества и города, то такие фестивали как "Стенограффия" помогут организовать процесс, на них обратят внимание медиа, а следом и бизнес. Соответственно у художника появится больше возможностей для творческого развития, да и в принципе возможность остаться в искусстве. Нужно создавать такие траектории успеха, чтобы у пассионарных людей была возможность реализовать свой творческий потенциал. Нужно уделять этому отдельное внимание. Но на данный момент город готов тратить на устранение последствий "граффити-бомбинга" в два раза больше, чем на создание условий для возможного перехода пассионариев из вандалов в художники.

Борьба с "самопальнцми" граффити отнимает из бюджета немалые суммы

Константин Рахманов:

- Не получится бороться с этим явлением с помощью запретов и облав! У нас в городе много заброшенных зданий, заборов, изуродованных будок во дворах, и если их облагородить даже обычной шрифтовой композицией, это будет уже хорошо. И в рамках "Стенограффии" молодые ребята могут такой опыт обрести. Получить раскрутку в наших ресурсах и через СМИ, а затем с этим портфолио отправиться покорять галереи и другие фестивали. Хочу напомнить: практически все, кто сегодня создает большие профессиональные муралы, когда-то начинали с настоящего нелегального граффити.

Беседовал Евгений СУСОРОВ