На вратах Херсонских…
Прочитал, не откладывая в долгий ящик. Очень хороший рассказ. Важно, что есть люди, которые не "замалчивают стыдливо" остроту происходящего. И в отрыве от происходящего не находятся. Героиня рассказа Горислава – сильный женский архетип. И он – от жизни. Я сейчас это наблюдаю: усиление матриархальности в той части нашей жизни, которая "далеко от СВО". Иногда просто диктат матриархальности. Родина оказывается не старушкой-матерью, которую нужно защищать, а силищей, которая властвует над человеком. Особенно запоминается концовка рассказа: «И на тех вратах на Херсонских, сидит Черногар-птица, держит в когтях осетра-рыбу, и повредившись в уме от событий, не зная кому открывать город, а кому нет, бежит взглядом на север, потом на юг и на восток, вздрагивая опереньем, следит за передвижениями «Градов», «Солнцепёков» и «Хаймерсов». И под Черногаровой мёртвой поглядкой Святому Егорью к оцепеневшему от боли городу не пробиться! Остановится Егорий перед Херсонскими вратами, станет ждать верного времени, и, дождавшись его, оглохнет и ослепнет от насылаемых каверз и ков, а потом изорвёт сердце в немом крике. Слабея духом, глянет святой на свою же икону, укреплённую на невидимой браме и соединив собственный взор с очами иконными, учетверённым зрением пронзит Черногара! Дрогнет птица. Снимется под взглядом Егория с Херсонских врат… Полетит в сторону Тираны и Гибралтара, дико клекоча и матерясь непотребно человеческим голосом, оттого что выпустила из лап осетра-рыбу!..» Пару мест можно и просто разобрать на цитаты. Особенно понравилось определение сухого брода перед концом: «Всё уносится и всё во мне остаётся. Влага снова ушла. И я сам теперь – сухой брод. Даже не так! Сухой брод – не только я. Им стала вся наша жизнь: ранящая босые ноги острыми камнями, иссушающая умы … лишёнными смысла цифрами, искусственным голодом и спланированным сотрясением земель. У меня и у многих отняли влагу мысли и небесной любви…» Очень точная и жёсткая характеристика времени. По ощущению, в рассказе много от лирики Евсеева, то есть, много общего в том особом мирочувствовании, которое возникает у нас внезапно, при рождении спонтанного стиха. Сухой брод и караван душ, плывущий по небу. Рыбы, которые то ли от древнейших верований, то ли психопомпы (проводники душ), то ли неожиданное конкретное воплощение абстракционизма (демоническая точка в судьбе). А ещё – "тёмные места", которые есть и здесь, и в других текстах Бориса Евсеева, – они продирают до глубины души. Важны и детали реального времени. Ты веришь сначала в них, а потом начинаешь верить в реальность всего остального. Крайне значимо и зримое выявление в рассказе того, что произойдёт в недалёком будущем, а ещё недавно воспринималось как антиутопия. Важный в литературе рассказ.