Театр "Сатирикон" представил в Уфе "Плутни Скапена"

Настоящий выброс плазмы по имени Мольер произошел во время гастрольного спектакля Российского государственного театра "Сатирикон" на сцене Русского драмтеатра. Знаменитый коллектив привез в Уфу одну из лучших постановок - "Плутни Скапена", а также моноспектакль Константина Райкина "Своим голосом".

Театр "Сатирикон" представил в Уфе "Плутни Скапена"
© Российская Газета

На вопрос: почему именно "Плутни Скапена" выбраны для гастролей, художественный руководитель театра и режиссер-постановщик Константин Райкин ответил так:

- Мольер - один из любимейших мною драматургов. Не потому, что главный в мировом театре - ну, помимо Шекспира, конечно, - а потому, что смелый, остроумный. Не на уровне анекдота, а на уровне остроты и глубины мысли. Да, его можно ставить поверхностно, пошло, скучно, тягомотно и тем самым отвернуть от него читателей и публику. Я за таких постановщиков не отвечаю. Мы поставили веселый спектакль, но это умное веселье. Отражающее суть мольеровских пьес. Его взгляд на мир. Так бывает с хорошей классикой. Мольер потому классик, что начертал особенности человеческого бытия, характерные для любого времени. Никуда не ушедшие и в наше время. Вы только послушайте, что там говорится про суды...

Публика слушала внимательно. Вот фрагмент: "Да ведь чтобы судиться, тоже нужны деньги. За составление протокола нужно платить, засвидетельствовать подпись - тоже, за доверенность - платить, за подачу прошения - тоже, адвокату за совет - платить, за обратное получение документов - платить, суточные поверенному - платить. Надо платить и за совет, и адвокатам за речи, и за снятие копии. Надо платить и докладчикам, и за определение, и за внесение в реестр, и за ускорение дела, и за подписи, и за выписки, и за отправку, да еще взяток сколько раздадите...". Ну, чем не наши дни? Но это написано 350 лет назад...

Но надо сказать, что это был один из немногих монологов или диалогов, услышанных или, скорее, расслышанных, со сцены. Как много их тонуло то во взрыве зрительских аплодисментов, то в речитативе стремительного бега спектакля. Да, актеры не делают перерыва на зрительское восторженное вмешательство. Они избегают пафоса и "многозначительных" пауз, но иногда за современной скороговоркой сложно услышать и распознать суть сказанного. Зато есть повод, как говорит Райкин, после спектакля "причитаться, чтобы распознать".

Потому что спектакль - очень "райкинский", музыкальный, пластичный, с легким дыханием, живой, бурлящий, с невероятным темпом, эксцентрикой, буффонадой, трюками - захватывает целиком. Главный герой, хитроумный слуга Скапен в исполнении великолепного Артема Осипова, затаскивает в свои тонко связанные плутовские сети не только актеров на сцене, но и зрителей.

Это полная противоположность тому, что более взрослая часть публики привыкла видеть на советской сцене, когда ставили Мольера. Где все эти лекари поневоле, мизантропы, тартюфы играли, то выпячивая вперед туфли с пряжками, раскачивая плюмажем, то на каком-то партийном надрыве произнося витиеватые монологи - того и гляди из-под раздутого камзола тельняшка выскочит.

Здесь - другое. Возведенная на пьедестал игра - игра как таковая, игра как воздух (кредо не только Артема Осипова, но и всех актеров, занятых в спектакле), когда никто не "несет" себя на авансцену, а просто живет играючи, дорогого стоит.

Кстати

В 2021 году за спектакль "Плутни Скапена" Константин Райкин был удостоен премии зрительских симпатий "Звезда Театрала" в номинации "Лучший режиссер".