Независимый театр Les Partisans выступил в Самаре в рамках "Больших гастролей"
Независимый, нестандартный, неунывающий... Именно таким предстал перед зрителями в Самаре, а в зале 90% молодежи, театр из Ижевска с непривычным французским названием Les Partisans. Но это не от "мужиков в лесу", поясняют актеры, а от "единомышленников", так слово переводится с французского.
Язык сей, наравне с русским, театру родной - коллектив создавался при университете, чтобы студенты играючи изучали французский. Так со своими постановками за 18-летнюю историю они и объехали разные регионы Франции.
- Там в крошечных провинциях актеры вовсе не мечтают покорить Париж, а делают свое дело, гордятся местным сыром, вином, культурой, - рассказывает руководитель театра Павел Зорин.
В Самаре в рамках проекта "Больших гастролей" театр показал три свои работы: две научные фантастики о взаимоотношениях роботов и людей - "Заходит андроид в бар" и последнюю свою премьеру "Солнце ромеев", а также постановку "Деликатес".
На последний спектакль, в котором бытовой криминал изрядно сдобрен ненормативной лексикой, публика реагировала с пониманием. Пониманием того, что "это не театр приносит в жизнь матерный язык, он лишь выражает им жизнь маргинальных слоев общества".
"Деликатес" - удмуртская история. Пьесу о криминальной обстановке в одном из пригородов Ижевска написал драматург, а по основной профессии следователь Михаил Соловьев. В ее основе - реальные убийства, изнасилования и даже каннибализм. А утонченное название, ставшее сценическим образом, тоже из быта: там есть история про мужика, который убил свою сожительницу ножом из-за того, что она не дала ему последнюю крабовую палочку.
Судя по тому, как живо, а местами и шумно реагировал зал, было ясно, что зритель увидел в спектакле не местечковую историю, а срез всей жизни, да и не только российской. Финальная перекличка криминальных новостей от Камчатки до Калининграда стала тому подтверждением...
Кстати, с этим спектаклем Les Partisans дошел до "Золотой маски", войдя в Лонг-лист этой главной театральной премии.
Театр Les Partisans реально независимый, живет от продажи билетов и на гранты, если такие удается получить. Играют спектакли по выходным (пять премьер за год, теперь большая их часть уже на русском языке) в небольшом пристрое к выделенному мэрией дому XIX века. Сами себя сравнивают с московским "Гоголь-центром" и близким по духу екатеринбургским "Коляда-Театром", с которого во многом брали пример.
Самарскую же публику в творчестве "партизан" привлекла именно жизненность не причесанных для этикета историй. То, что люди, часто в тех же словах и ассоциациях, переживали в своей жизни, а теперь увидели со сцены. Хотя положенные с "запыленных шекспировских времен", как выразился один из зрителей, цветы и аплодисменты хорошим артистам никто не отменял. И они были долгие и бурные.
Что же до широко обсуждаемой сегодня темы искусственного интеллекта, то и здесь Les Partisans оказался по-французски изящен и по-русски прям. По его сценическим версиям, в борьбе с Андроидом человек пока проигрывает, ибо у него есть душа, которую легко сломать и уже не перепрошить.