И. о. директора воронежского цирка о первом инклюзивном цирковом фестивале в Сочи: «Мы задаем новую планку»
Расскажите, пожалуйста, почему фестиваль, который сейчас проходит в Сочи, важен? — Для детей важно то, что они должны показать результаты своего труда не только в том окружении, где они находятся на постоянной основе, но и за границами их привычного мира. Здесь у них есть понимание «нужности» и ответственности, потому что этот результат оценивается абсолютно посторонними людьми. Для Росгосцирка это важно с точки зрения социальной истории. Мы привлекаем к цирку, и цирк создает площадки для самовыражения людей с отклонениями. У нас нет границ между обычными людьми и людьми с особенностями по здоровью, тем самым они становятся частью социума. Такие фестивали также воспитывают в какой-то мере общество. Люди с отклонениями не должны вызывать удивление, общество должно привыкнуть к тому, что среди нас они могут находиться и в повседневной жизни, и в цирковой. Чем мы больше что-то прячем, тем мы больше этого боимся. Мы должны уйти от этого страха. Цирк ассоциируется с неким высмеиванием человеческих пороков, а здесь выступают люди с особенностями, но ведь нас учили, что над такими людьми нельзя смеяться. Как выстраивается на фестивале эта грань? — Эта такая пограничная история. Дело в том, что нас учат не смеяться над инвалидностью в городе. А цирк дает возможность смеяться не над человеческой инвалидностью, а над той работой, которую проделал работник цирка. Например, рассмотрим жанр «пантомима». Артисты преодолевают какую-то часть себя и воспринимают реакцию зала не как смех над собой, а как смех над той шуткой, которую артисты дают зрителям. По сути здесь смех идет не над инвалидом, а над результатом его труда. Естественно, результатом любого юмористического артиста в цирке является смех в зале. Но это же не говорит о том, что этот клоун хочет, чтобы над ним всегда смеялись на улице? Эту грань мы прекрасно видим и осознаем. Любой человек приходит в цирк отдохнуть. Это важно понимать. Как вы считаете, все ли удалось в рамках фестиваля? Как, на ваш взгляд, прошло выступление? — Для первого подобного фестиваля все прошло замечательно. Все участники выполнили и поставили полноценные цирковые номера. Кто-то был сильнее, кто-то слабее в силу своих особенностей, но уровень и планка уже заданы. И ниже этой планки опускаться не будем. Я уверен, что будет развитие дальше. Мы задаем новую планку. Этот опыт будет расходиться по регионам. Сейчас идет даже речь о том, чтобы в каждом регионе, где есть стационарный цирк, проводить такого рода мероприятия. Там будет происходить отбор лучших, которые станут принимать участие уже в этом фестивале на всероссийском и международном уровне. Какая была реакция зрителей на фестивале? — Реакция была точно такая же, как и на обычном представлении цирка. Зритель реагировал на то, что его действительно удивляло, ему это нравилось. Зрителя ведь не заставишь просто так взять и из жалости кому-то похлопать? Конечно, нет! Зритель реагировал искренне. Уровень представленных номеров вызывал не просто умиление, а некое уважение за проделанный труд. Почему не было животных в номерах? — На фестивале выступали цирковые студии, и животных там, как правило, не дрессируют. В них больший упор идет на акробатику, воздух, клоунаду, а также пантомимы. С животным нужно постоянно работать, а у руководителя здесь задача не только отрепетировать шоу с ребенком, у которого есть свои особенности. За таким ребенком нужно больше следить. Поэтому времени на животных не совсем достаточно. Мне известно только об одной цирковой студии в Воронеже, где практикуют номера с животными, но животные эти не хищные, а, например, кошечка, собачка, курочка. Как правило, дрессировка животных в детских студиях дается тяжело. Так как дети вырастают и через животное могут пройти несколько десятков разных детишек, а ему нужен один постоянный хозяин. Почему в обществе есть такой стереотип о том, что животных мучают в цирках? — Этот стереотип создают, к сожалению, мелкие частные цирки. Ведь обществу ты не донесешь информацию о том, что частный цирк «Шапито» и Росгосцирк не одно и то же. «Шапито», которое приезжает в село, может вести себя неподобающе по отношению к животным. За счет вот таких недобросовестных прокатчиков и создается стереотип сначала у местного населения, а потом переходит дальше. Но Росгосцирк, который имеет собственные стационары, ставит перед собой задачи не только зарабатывать на животных, но и заботиться о них. Ведь твой труд зависит от того, в каком состоянии находится животное. Оно не должно болеть, его должны проверять и кормить. У него есть свой график жизни. Государственная машина создает лучшие условия для животных в государственных цирках. Простой пример. За одной только лошадью прикрепляется дрессировщик, служащий по уходу и еще один сотрудник. То есть только на одну лошадь выделяется три человека. Также на нее выделяется ветеринар, само собой. В цирке работники и звери друг от друга всегда зависят. Более того, есть постановление правительства о том, как должно содержаться животное в цирках. Над нами огромное количество контролирующих органов, которые смотрят, как содержатся животные. Россельхознадзор только ко мне приходит до четырех раз в год с проверками. Они смотрят, как мы ухаживаем за зверями. Как вы считаете, должны животные в принципе принимать участие в цирковых представлениях? — Для нашего зрителя животное в цирке очень важно в представлениях. Скорее всего, эта потребность сидит внутри где-то. Из поколения в поколение считается, что в цирке должен обязательно быть клоун, акробаты и животные. Не важно какое, но животное должно быть обязательно. Есть у нас такие животные, которых ты даже в зоопарке не увидишь, а только в цирке. Например не во всех зоопарках нашей страны есть слоны. Реакция зала на то, что даже просто вышел слов в манеж, просто невероятная. Как проходит дрессировка животных в российском цирке? — В нашем цирке мы используем только гуманный подход к дрессировке. Ведь животное растет с артистом буквально с рождения и дрессировщик свое животное кормит, моет, приводит в порядок, играет и анализирует его уникальные таланты. Это все долгий процесс. Сначала наблюдение, потом животное к тебе привыкает. Если говорить о дрессировке хищников, то во время представления зрители видят, как хищный зверь может показывать оскал, но это, например, тоже часть шоу, а не естественная реакция животного на раздражитель. Животные понимают, что приходят на работу. Например, есть прекрасный дрессировщик львов Владислав Гончаров. Уровень дрессуры у него настолько высок, что Владислав просто стоит рядом с хищником в манеже, а животное делает все само. При этом он не использует палки, хлысты и прочее. Откуда в цирке берутся животные и почему их нельзя просто выпустить на волю? — В подавляющем большинстве у нас все животные взяты из питомников. Они рождены в неволе, и поэтому это не дикое животное, которое взяли из естественной среды обитания. Это животные, которые рождены в питомнике или цирке. Выпустите такое животное на волю, и оно не сможет самостоятельно жить, так как просто никогда не сталкивалось с естественными природными трудностями. Оно не умеет самостоятельно добывать пищу, защищаться от других животных и так далее. Некоторые цирки выпускали зверей на волю, но они спустя какое-то время просто погибали. Животное, выращенное в неволе, неспособно жить на свободе. Я считаю, что не стоит выпускать зверей из цирка, если оно себя в неволе прекрасно чувствует. Вы, как директор цирка, ответственны за каждое животное и за каждого подчиненного. Как следует поступать, если дрессировщик как-то неподобающе относится к своему животному? — К нему применяется дисциплинарное наказание. Животное может быть изъято, и такого сотрудника отстраняют от работы, далее идут разбирательства и принимается решение, что делать с сотрудником цирка. К счастью, на моей практике таких моментов не возникало. Повторюсь, что животное для артиста цирка является партнером. Они зависимы друг от друга, поэтому уважительное и профессиональное отношение должно быть с двух сторон. Элементарно, у артиста просто не будет работы, если он будет плохо обращаться со своим животным, так как зверь не пойдет на трюк, если будет бояться дрессировщика. Фото из личного архива Сергея Блохина