Палаты печатного двора, или первый оплот русской грамоты
24 мая отмечается День славянской письменности и культуры. История этого праздника связана с почитанием памяти православных святых Кирилла и Мефодия. Предположительно в 863 году они впервые осуществили перевод Евангелия с греческого на древнеславянский язык и для этого создали особую азбуку. Она учитывала все фонетические особенности славянской речи и состояла из 46 букв. Так у славян впервые появилась своя письменность, в которой коренятся истоки и русского литературного языка. Сегодня в мире насчитывается около 60 народов, использующих кириллицу, и у всех нас есть общий повод отметить сегодня 1160 лет ее существования как первоосновы знаний и национальной культуры.
В России День славянской письменности и культуры впервые на государственном уровне торжественно отметили в 1863 году в связи с 1000-летием создания славянской азбуки. В том же году была официально установлена дата почитания святых Кирилла и Мефодия – 11 мая, или 24 мая по новому стилю. В этот день в 1992 году на Славянской площади в Москве состоялось открытие памятника Кириллу и Мефодию. С тех пор площадь стала основным центром празднования дней славянской письменности и культуры в нашей стране. Кстати, 24 мая свой день рождения отмечает и Музей славянской письменности «Слово». Он был открыт на ВДНХ четыре года назад. Ко Дню славянской письменности Музей подготовил театральную программу, которая расскажет о роли слова в различных аспектах жизни человека.
Тем временем сегодня стоит вспомнить еще один архитектурный памятник в центре Москвы. Он расположен на Никольской улице, в непосредственной близости от монумента в честь Кирилла и Мефодия, и своим появлением также обязан создателям кириллического письма.
В 1553 году, то есть ровно 470 лет назад, по указу царя Ивана Грозного в Москве был основан Печатный двор, который называют «колыбелью русского книгопечатания». Именно здесь в 1654 году Иван Федоров вместе с помощником Петром Мстиславцем напечатали «Апостол», который стал первой официально изданной книгой в России на основе кириллического шрифта. Общий тираж «Апостола» составил около 2000 экземпляров, до наших дней сохранились 60 оригинальных образцов издания.
Примечательно, что государственный запрос на создание типографии и тиражирование книгопечатной продукции возник в то время в связи с большим количеством ошибок в рукописных богослужебных текстах. Причем переписчики нередко грубо искажали смысл первоисточников, что приводило к разному толкованию библейских писаний и давало пищу еретическим спорам. Радикальным способом исправить ошибки малограмотных писарей стало решение Ивана Грозного открыть в Москве Печатный двор.
Первое здание типографии было расположено в районе Китай-города на Никольской улице. Печатный станок, закупленный на казенные средства, Иван Федоров со временем усовершенствовал своими изобретениями. Так, он впервые в мире стал применять способ двухцветной печати с одной наборной формы. Но первый книгопечатный станок Федорова был уничтожен при пожаре в Смутное время, как и само здание первого в России печатного двора. Царскую типографию тогда временно перевели в палаты Кремля.
По указу царя Михаила Федоровича в 1642-1645 годах на прежнем месте Печатного двора на Никольской улице возвели новое каменное здание. Его спроектировали русские зодчие Трефил Шарутин и Иван Неверов, украсив фасад изображениями льва и единорога. Помимо печатных цехов в каменных палатах разместили Правильню (Правильную палату) и Печатный приказ. Здесь же появилась библиотека для хранения всей книгопечатной продукции, изданной на средства казны и под надзором государства.
Кстати, первую русскую газету «Ведомости», основанную указом Петра I в 1703 году, также издавали на Печатном дворе в Китай-городе.
По данным Историко-архивного института, в целом с 1564 по 1711 год в царской типографии было отпечатано около 700 изданий, включая Евангелие, Псалтырь, Часовник, а также переводную и учебную литературу.
В 1722 году Печатный двор передали Святейшему Синоду. Под новым названием – «Синодальная типография» – он просуществовал на своем месте вплоть до 1917 года. Причем последние сто лет из истории Печатного двора прошли в новом здании, которое было построено в 1811-1814 годы взамен обветшавшим каменным палатам все там же, на Никольской улице. Это совместная работа известных русских архитекторов Алексея Никитича Бакарева и Ивана Львовича Мироновского. Перед ними была поставлена задача максимально сохранить облик предыдущего здания Печатного двора. Так на новом фасаде снова появились фигуры льва и единорога, ряд других элементов декора, которые архитекторы перенесли со старого здания. В последующие годы комплекс Синодальной типографии был частично переделан. Так, в 1870-е годы во внутреннем дворе было восстановлено здание Правильной палаты (Теремок) – самое древнее сооружение на территории Печатного двора. Уже в конце XIX века архитектор С. С. Слуцкий добавил в главном корпусе надстройку третьего этажа и оформил торцевые стороны боковых корпусов. Именно в таком виде комплекс бывшего Печатного двора на Никольской улице, 15, дошел до наших дней.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 зданию Синодальной типографии присвоен охранный статус объекта культурного наследия федерального значения. С 1931 года здесь размещается Историко-архивный институт, ныне входящий в состав Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ). Различные проекты по восстановлению исторических зданий РГГУ рассматривала Главгосэкспертиза России.
Фото: Наталья Гарнелис/ТАСС, Валерий Христофоров/ТАСС, Wikimedia Commons/Ludvig14 (CC BY-SA 3.0)