Николай Чудотворец: почему он считается самым народным святым?
22 мая православные верующие отмечают День памяти святителя Николая Чудотворца. На Руси у этого праздника было народное название Никола летний, поскольку были еще два праздника, посвященных памяти этого святого – Никола зимний и Никола осенний. Образ святителя Николая был в каждом доме, наряду с иконами Богородицы и самого Иисуса Христа. И сейчас в каждом храме и в каждой православной семье его икона тоже обязательно есть.
О чем молятся Николаю Угоднику?
Фото: Ковалев Петр/ТАСС
О путешествующих. На всех дорожных иконках для водителей обязательно есть образ Николая Чудотворца с коротенькой молитвой на обратной стороне. Дальнобойщики, просто водители, железнодорожники и прочие путешественники обращаются за заступничеством в пути именно к нему. О помощи в поиске правильного пути в жизни. О защите и даровании помощи в море. В жизнеописании святителя Николая есть рассказ о том, как по его молитвам прекратился шторм и были спасены корабли на море. Поэтому к нему обращаются, как к своему защитнику, мореплаватели, рыбаки и все, чья деятельность связана с морем и реками. О защите от природных стихий и избавлении от разных напастей. Об утешении в бедах и поддержке в тяжелых жизненных ситуациях. В жизнеописания святителя множество эпизодов, когда он помогал бедным и устраивал жизнь тех, за кого некому было заступиться. О защите от врагов и от людской злобы. Об обретении мира, в том числе мира в душе. Об излечении от тяжелых недугов.
Почему этот святой так почитаем?
Исторически так сложилось, что Николай Чудотворец стал самым почитаемым в нашей стране святым, третьим по важности и значимости, после самого Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. О том, почему святой оказался так почитаем в народе, рассказал в интервью MIR24.TV профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института, специалист по церковному искусству Александр Копировский.
— Александр Михайлович, образ святителя Николая кажется почти сказочным и очень домашним. Как будто речь идет не о греческом епископе, жившим в IV веке, а о добром дедушке из соседнего села. Как к этому следует относиться?
Александр Копировский: Житие святителя Николая, которое постепенно сложилось из многих частей, рисует его человеком удивительным по простоте. Он может искать приданое для бедных девушек, которых отец в полном отчаянии уже хотел выпустить на панель, потому что жить не на что, а замуж их никто не берет. И вот он, услышав это, подбросил им какую-то сумму денег в окно. А когда трех вельмож осудили на казнь, он является во сне императору, прося их освободить. И когда император не внимает этому слову, святитель Николай сам оказывается на месте казни и останавливает палача силой своего духовного, нравственного авторитета.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Произведение искусства или церковная принадлежность: как относиться к передаче иконы «Троица» РПЦ?
Множество подобных историй запечатлены в житийных клеймах икон святителя Николая. Есть совсем уж фольклорная, но очень хорошая история о том, как они вместе с другим святым Иоанном Кассианом после своей земной кончины ходили по земле и увидели, как у какого-то человека завязла в грязи лошадь с телегой. Они захотели ему помочь, но Кассиан убоялся, что будут запачканы его белоснежные ризы, одежды, а святитель Николай смело полез в грязь и помог мужику вытащить телегу. И вот в народе с удовольствием говорят: поэтому Николаю несколько праздников в году, а Кассиану – раз в четыре года, 29 февраля».
Все эти утешительные, умилительные рассказы говорят о том, что этот, пусть во многом собирательный, образ христианина, который сложился в житии святителя Николая, это образ человека живого, находящегося в гуще жизни. Человека, для которого евангельский идеал – не умозрительная доктрина, а то, что он воплощает в конкретных жизненных ситуациях.
Замечательно, что в этом хотят видеть не просто образ христианина, но и, конечно, образ епископа. Епископ – не князь церкви, не церковный владыка по образу светскому. Это человек, который и силой своего духа, и какими-то особыми дарами от Бога, и просто ревностью, открытостью и чистотой веры оказывается в центре событий и может быть помощником.
Фото: Википедия
— Верно ли, что в поклонении Николаю Угоднику на Руси в старину были даже перегибы?
А.К.: Да, в почитании святителя Николая были перегибы, когда народ, не будучи просвещен, начинал воспринимать его на уровне Богоматери и даже Христа.
На севере, пусть редко, но можно встретить даже особый ряд икон в иконостасе, где святые в молении обращены к Христу, где место Христа в центре занимает святитель Николай, а все остальные святые обращаются к нему.
Но на это не надо смотреть слишком строго, это проявление народной непросвещенной веры, этих людей никто не просвещал, и это понятно. С другой стороны, им хотелось видеть такого яркого, глубокого и одновременно простого человека таким центром для подражания: видимо, это было то, чего в окружающей жизни не очень хватало.
— Когда началось почитание святителя Николая?
А.К.: Исторически жизнь святителя Николая относят к IV веку, к эпохе первых вселенских соборов, прежде всего I Вселенского собора 325 года. Почитание святителя Николая развилось после перемещения его мощей в XI веке из малазийского города Миры Ликийские в итальянский город Бари. Ни для кого не секрет, что переносили эти мощи не торжественно, как, скажем, мощи Александра Невского из Владимира в Петербург, которые сам царь нес на плечах, сопровождаемый громадным крестным ходом. Мощи святителя Николая увозили тайно, спасая их от иноверцев, от мусульман. Но даже такое, исторически совсем не триумфальное событие способствовало развитию почитания этого святого в христианском мире. Это почитание актуализировало многие евангельские смыслы, которые нужно было проповедовать не в виде лекций или текстов, а именно через образ человека.
— В его тропаре поется, что святитель Николай – «правило веры», «образ кротости» и «учитель воздержания». Как это понять?
А.К.: Эти три качества позволяют многое понять о христианской вере и жизни, многому научиться. Святитель Николай – защитник истины от заблуждений. Его вера – простая, но не примитивная. Когда люди размышляют о вере, они часто думают о ней либо как о наборе правильных формулировок, либо, напротив, как о той сфере жизни, где вообще не надо ничего ни знать, ни понимать, как о слепой вере. Но образ святителя Николая позволяет говорить о вере, не имеющей крена ни в ту, ни в другую сторону, – она целостная, ясная и в то же время укорененная в богословии, его четких, не расплывчатых формулировках.
Фото: Джапаридзе Михаил/ТАСС
При этом он считается и «образом кротости».
Иногда думают, что кротость – это что-то такое очень сладкое и слабое. Но не надо излишней сентиментальности! Кроткий человек – это человек чистого, ясного, открытого духа. В этом святитель Николай похож на Христа, сказавшего: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Не будем забывать, что кротость Христа не мешала Ему в каких-то случаях проявлять достаточную твердость и даже гнев.
Что значит «учитель воздержания»? Это не значит, что святитель Николай – такой аскет, умерщвляющий плоть, не спящий, не едящий и так далее.
Его пример показывает, что воздержание не сводится к еде и сну, но учит воздерживаться вообще от лишнего – от того, что само по себе не плохо, но чего делать не надо, а значит, как избирать главное.
В духовной жизни очень важно оказываться вовремя в нужном месте, а для этого нужно целостно двигаться вперед, не растрачиваться. В этом отношении интересен рассказ о его избрании епископом. Как тогда часто бывало, епископов избирали, и в народе произошла распря: кого выбирать. В конце концов, поскольку не было согласия, кто лучше, кто хуже, решили избрать того, кто придет раньше всех в храм. Это оказался племянник предыдущего епископа, будущий святитель Николай. Он всегда приходил раньше всех. Ведь это тоже воздержание: не опаздывать в храм, не приходить позже, а приходить гораздо раньше, и не с какой-то дисциплинарной целью, а потому что сердце туда влечет. И это оказалось достаточным, чтобы весь народ согласился: действительно, старшим в церкви может быть самый ревностный человек. Не властный, не самый яркий, не самый умный, не самый образованный (не самый – не значит, что вообще не умный и не образованный), но человек, который так радеет о богослужении. Не об организации служб, а просто о том, чтобы быть с Богом.
— Сейчас некоторые исследователи сомневаются в том, что историческая личность и образ святого, которого почитает народ – это нечто единое. Как быть с этим?
А.К.: В христианском мире мнение по поводу историчности святителя Николая разделились. Западный мир пришел к выводу, что исторических свидетельств о нем слишком мало, чтобы принимать все, что сложилось за века в народном почитании. Многие видят в нем собирательный христианский образ, а не конкретного человека. Считают, что даже если в основе этого образа и был конкретный человек, то очень многое к нему как бы приписали, приложили.
Для нашей жизни вопрос о его историчности не самый существенный. Главное – надо больше открывать Евангелие, чтобы увидеть, что истоки почитания святителя Николая – в образе и жизни Христа.
Когда мы размышляем об образе Святителя Николая, я думаю, больше надо всматриваться в его иконы, чем в различные списки и тексты его жития. Примечательно, что в иконах он узнаваем сразу, легко, хотя сами эти иконы невероятно разнообразны. В Третьяковской галерее есть потрясающий образ конца XII – начала XIII века из Десятинного монастыря в Новгороде: это такой мудрец с огромным лбом. Есть удивительно простые, кроткие, даже немножко улыбающиеся лики, а есть более строгие; есть где у него больше седины, есть где меньше. Я думаю, что это молчаливое общение с ликом позволит даже больше узнать первообраз, чем многочисленные тексты.