Культурный шок: Ловкость рук или Казанский цирк стал ночным клубом?

В учреждении культуры республиканского значения, Казанском цирке с размахом и широким общественным резонансом прошла вечеринка Focus – иммерсивное шоу с солидным диджейским лайнапом и продажей алкоголя и табака. В фойе цирка продавали алкоголь и электронные сигареты, а посетители танцевали на самом манеже.

В марте 2023 года министр по делам молодежи Республики Татарстан Ринат Садыков во время одного из выступления заявлял, что основа деятельности министерства – это государственные программы, которые обеспечивают работу с разными категориями молодежи, и приоритетной является программа профилактики социально-негативных явлений. Ведь молодежь была и остается главным человеческим капиталом республики, она активно вовлекается в решение важных государственных задач, в том числе и в задачи сохранения культуры Татарстана.

На этом фоне печальный символизм приобретают недавние события, когда в ночь на 29 апреля в учреждении культуры республиканского значения, Казанском цирке с размахом и широким общественным резонансом прошла вечеринка Focus – иммерсивное шоу с солидным диджейским лайнапом и продажей алкогольной и табачной продукции. Организаторы опровергают информацию о распитии алкоголя и курении на арене. Но, как пишут СМИ, в фойе цирка действительно продавали алкоголь и электронные сигареты, а еще гости танцевали на самом манеже.

В 2023 году 30 лет исполняется республиканскому закону «О молодежи». В честь круглой даты в Татарстане запущена комплексная программа по формированию безопасной молодежной среды, существование которой невозможно без приобщения молодежи к искусству, без воспитания нравственности и духовности. На муниципальную программу «Развитие культуры в городе Казани на 2018−2024 годы» заложили более 12 млрд рублей, и согласно документу, Казань – это город, где искусство и культура занимают особое место.

Программа подчеркивает важность сохранения количества посещений культурно-досуговых учреждений. Современный цирк – это не просто модернизированное учреждение культуры, а настоящий культурный центр притяжения, формирующий новый образ досуга и творческого развития. Однако вместо создания условий для повышения привлекательности цирка и расширения целевой аудитории цирковой среды казанская молодежь получила рейв на манеже, алкоголь в фойе и сигареты с ароматизаторами.

«Не этим нужно привлекать, - убежден cоветский и российский цирковой артист-дрессировщик, Народный артист Российской Федерации, Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства Николай Павленко. – Нужно повышать культуру зрелищ, по-настоящему показывать людям цирк. Сегодня цирковое искусство становится открытым, выходит к людям, которые с нетерпением ждут открытых репетиций и премьер цирковых спектаклей по всей стране».

Современные цирковые программы искусно воплощены в грандиозные шоу для зрителей всех возрастов. Российский цирк является выдающимся творческим явлением в мировом художественном пространстве, обладая собственными уникальными традициями, художественными открытиями, трюковыми ноу-хау, а также другими авторскими разработками, получившими признание и распространение в мире.

Цирк в России с его столетней историей – это настоящий культурный бренд и один из символов культурного наследия нашей страны. И проведение подобных мероприятий на территории цирка, как представляется, не только компрометирует российский цирк как мировой бренд, но и нивелирует все попытки республиканского правительства провести молодежную политику в соответствии с поставленными задачами.

Здесь на первый план, по мнению экспертов циркового сообщества, выходит отсутствие у руководства цирка, у организаторов данного мероприятия чувства святости и сакральности цирка. Даже у людей, никогда не бывавших в цирке, есть твердое убеждение, что цирк – это территория детства, свободного от пороков взрослого мира. Девиз российского цирка сегодня – искусство, понятное каждому. Так думали и организаторы, пригласив взрослых «очутиться в весенней сказке», желая донести миру некое волшебство. Но так ли легко постичь его суть, если тропинка в детство пролегает сквозь пары алкоголя?

100 лет истории понадобилось российскому цирку на то, чтобы уйти от балаганного и площадного имиджа, чтобы произвести переворот в сознании зрителя, который сегодня отправляется в цирк за настоящим чудом, а не за обманом, за профессионализмом, а не за самодеятельностью, за самым честным искусством без границ.

«Цирк – это народное искусство, которое всегда было самым зрелищным и привлекательным, при всей своей простоте оно захватывает зрителя, объединяя балет и спорт, кино и драматическое искусство, – считает руководитель и основатель Театра кошек, клоун и дрессировщик, народный артист РСФСР Юрий Куклачев. – И когда в 90-е годы в театрах произошла трансформация, и культура театра существенно упала, то цирк сохранил свою самобытность, изящество, культуру, усовершенствовал программы, технику исполнения, и это была общемировая тенденция».

Российский цирк годами выстраивал доверительные отношения со своим зрителем, став местом притяжения для людей разных поколений, интересов, профессий, местом досуга совершенно новой формации, привлекательным для людей всех возрастов. И эти усилия кажутся тщетными, когда директор цирка без какого-либо принуждения со стороны превращает цирковой манеж в танцплощадку, а фойе цирка в «алкомаркет».

Молодежь, принявшая участие в ночном мероприятии в здании Казанского цирка, может не понимать этого ввиду отсутствия у нее чувства сопричастности, но если руководитель такого уникального учреждения культуры, как цирк, не понимает, что подобные акции обесценивают истинное предназначение цирка, то он, как представляется, профессионально непригоден.

По статистике 70% населения Казани сегодня предпочитает большую часть свободного времени проводить дома или в торговых центрах, отмечается крайне низкий интерес молодежи Республики Татарстан к учреждениям культуры, в их числе может оказаться и Казанский цирк, и у этого явления есть свои причины.

Генеральный директор Большого Московского цирка, Народный артист Российской Федерации Эдгард Запашный подчеркивает, что Казанский цирк был и остается независимым хозяйствующим субъектом, однако он по-прежнему зависим от качественных программ, работающих на постоянной основе. А самые сильные и мощные профессиональные коллективы и лучшие в стране программы, по мнению эксперта, производят только три структуры в стране: компания Росгосцирк, Большой Московский цирк и цирк Никулина на Цветном бульваре.

«Руководство казанского цирка в обозримом будущем может столкнуться с серьезным спадом посещаемости цирка, поскольку отказ от сотрудничества с ведущими цирковыми структурами страны привело к тому, что казанский зритель уже сегодня не имеет возможности видеть эти шоу у себя в республике», – считает глава БМГЦ.

Но что именно толкнуло руководство Казанского цирка к организации мероприятия, граничащего, по словам Запашного, с вакханалией – дефицит программ и потеря конкурентоспособного продукта или желание шагать в ногу со временем? Привести молодежь в цирк можно единственным способом: посредством формирования креативной среды и создания новых, современных, технологичных и увлекательных шоу, которые будут носить не только познавательный и развлекательный, но и просветительский характер и не будут противоречить принципу развития учреждения культуры и сохранения его репутационной и культурно-досуговой привлекательности.

Европейские цирки давно ушли от канонических идеалов и сдаются в аренду под проведение иммерсивных постановок, показ альтернативных спектаклей и собрания андеграундных сообществ. Неужели и мы хотим такое же будущее для наших цирков?

По материалам ng.ru

Фото - piqsels.com