В Ярославле отреставрируют церковь Иоанна Предтечи

Работы планируют провести в два этапа: сначала восстановят непосредственно сам храм Иоанна Предтечи и благоустроят прилегающую территорию, на втором этапе специалисты займутся колокольней, Святыми воротами и оградой. Также в списке задач – обследование монументальной живописи, деревянных расписных дверей, микологические исследования.

В Ярославле отреставрируют церковь Иоанна Предтечи
© Главгосэкспертиза России

В ходе работ будет восстановлена историческая окраска фасадов колокольни, воссозданы вторые ворота в северной части восточного участка ограды. Также предполагается решить вопрос с устройством ограды на участке между сохранившимися воротами и юго-восточным углом ограды, на сохранившихся воротах необходимо воссоздание главки с крестом.

Кроме того, будет восстановлена инженерная система организации водоотвода с территории ансамбля со стороны реки Которосль и предусмотрено размещение малых архитектурных форм.

Храм Иоанна Предтечи в Ярославле задумывался и строился на средства жителей Толчковой слободы, которая считалась одной из самых богатых в Ярославле, с 1671 по 1687 год как нечто особенное, чего прежде никогда не было. Грандиозные размеры – высота 44 метра – позволяют ему до сих пор оставаться одной из самых заметных построек в городе, а его законченность и цельность замысла – считать толчковский храм вершиной местного зодчества.

Каменный, пятнадцатиглавый, с отдельно стоящей ярусной колокольней, возведенной в 1690-х годах, толчковский храм повторяет композицию храма Иоанна Златоуста в Коровниках. Это четырёхстолпный четверик с двумя симметричными приделами, окружённый одноярусной галереей и увенчанный пятиглавием. Но шатровое завершение приделов здесь заменено на миниатюрное пятиглавие – единичный случай в истории архитектуры – а все плоскости фасадов изначально сплошь покрыты измельчённым кирпичным и изразцовым декором. Единственно свободные полукружия апсид раскрашены под «бриллиантовый руст».

Внешний вид храма поражает разнообразием декоративных форм. Здесь применены все основные приемы декора русской архитектуры XVII века, среди которых главное место занимает фигурный кирпич.

Разнообразие его форм огромно – от скромных профилей до целых фигурных плит – это различные бусины, розетки, валики, косички, колонки разных размеров и форм, дыньки, кокошники и т. д. Эта изощренная каменная краснокирпичная «резьба» прекрасно сочетается с цветными изразцами.

Монументальная живопись данного памятника относится к лучшим образцам русского искусства XVII века. С 5 июня 1694 года по 6 июля 1695 года храм расписывала ярославская артель, состоящая и 16 художников. Руководили артелью известные ярославские знаменщики Дмитрий Григорьев Плеханов и Федор Игнатьев. В 1700 году они продолжили роспись северного придела и паперти. Росписи храма не имеют себе равных в мировом искусстве по количеству изображаемых сюжетов – их более полутора тысяч.

Стены центрального храма разбиты на 8 ярусов (западная стена – на 9), при этом совершенно уникален по содержанию нижний ярус северной и южной стен, где изображены Минеи – все святые православной церкви. Росписи центрального храма посвящены евангельским событиям, а также иллюстрируют житие Иоанна Предтечи, «Песню Песней», на столпах размещаются Деяния Апостолов. Росписи галереи – это бесконечные сцены из Ветхого Завета от сотворения мира до падения Иерихона, на западном крыльце (это главный вход и выход) размещаются подробные иллюстрации Апокалипсиса. Вдоль стен галерей расположены фигурные расписные каменные скамьи, западный, северный и южный входы в центральный храм оформлены удивительной красоты порталами с богатым декором из расписного лекального кирпича.

Изображение церкви помещено на оборотной стороне 1000-рублевой купюры, выпущенной в обращение в 2001 году.

В настоящее время храм находится в составе Ярославского музея-заповедника и используется как объект музейного показа.

Фото: Wikimedia Commons/Yanniya (CC BY-SA 4.0), Wikimedia Commons/Ludvig14 (CC BY-SA 4.0), Wikimedia Commons/ Николай Васильевич Белавин (CC BY-SA 4.0), Wikimedia Commons/Николай Васильевич Белавин (CC BY-SA 4.0)