Главврач скорой помощи Лев Авербах — о ложных вызовах, проблемах и конфликтных пациентах

28 апреля в России отмечается День работника скорой помощи. В связи с этим праздником главный врач частной скорой помощи Coris Лев Авербах в интервью для «Слово и Дело» раскрыл секреты своей работы.

Главврач скорой помощи Лев Авербах — о ложных вызовах, проблемах и конфликтных пациентах
© Слово и Дело

— Каких ошибок нужно избегать при вызове и ожидании скорой помощи?

— Когда вызываете скорую помощь, нужно стараться максимально четко и быстро отвечать на вопросы, которые вам задает диспетчер. У него есть четкие алгоритмы, какие именно вопросы нужно задавать, чтобы понять, как быстрее помочь. Мешать в этом совершенно не нужно. Надо только четко отвечать на все вопросы, не злиться, не обижаться, не торопиться. Диспетчеру нужно знать все: контактный телефон, место, время, схему подъезда и точный адрес, код домофона, шлагбаумы. Диспетчер расскажет, как помочь пациенту до приезда скорой помощи. Звоните в скорую только если на это есть реальная необходимость. Необоснованных вызовов довольно много – примерно 80%. Они могли не звонить в скорую, а пойти по другому пути: обратиться в районную неотложку, в поликлинику, съездить в травмпункт, наконец – сходить в аптеку. Однако люди привыкли, что скорая приедет по любому требованию. Так пропускаются действительно важные вызовы, и люди, которым правда нужна помощь, не получают ее.

— Кажется, что люди не совсем понимают, чем на самом деле занимается и не занимается скорая помощь.

— Скорая не назначает лекарственных препаратов и антибиотиков, она не выписывает больничные листы, не дает никаких справок, не дает никаких заключений. С этими запросами все равно нужно обращаться в поликлинику. Работа скорой помощи должна быть организована так, как в Европе. За необоснованный вызов человек либо получает штраф, либо увеличение страховки на будущий год, причем значительно. Поэтому никто скорую помощь на себя не вызывает - едут в больницы на своих машинах. Скорая занимается другими вещами: сильный болевой синдром, инфаркт, инсульт, судороги, кровотечения, угроза жизни. Криминальная травма, например, ножевое или огнестрельное ранение, бытовая травма, спортивная травма, ДТП. И чем меньше скорая занята на пустых вызовах, тем больше жизней будет спасены.

— С пониманием ли относятся люди к врачам скорой помощи, или случаются конфликтные ситуации? Какой процент таких конфликтных пациентов, которые спорят со врачом?

— Пока скорая помощь не нужна, люди относятся к ней с некоторым пренебрежением. Особенно это было видно до пандемии. С пандемией, когда скорую официально не могли дождаться 24 часа, люди стали относиться по-другому. И правда, скорая спасала, увозила, давала кислород. И, конечно, пандемия показала, что скорая занимает очень значимое место в оказании первичной помощи заболевшим. Но все равно к скорой достаточно часто к бригаде скорой помощи относятся как к обслуге. К сожалению, народ не воспитан, не знает и не понимает, для чего нужна скорая, каковы ее функции. Самое тяжелое – это коммунальные квартиры. Недовольные, в алкогольном опьянении люди. Куча людей вызывают скорую помощь, которые этого не хотят, а врачам потом приходится уговаривать или разбираться, зачем их вызвали. Но есть и другой контингент, который отказывается от помощи до последнего. Когда к нему приезжаем, уже чуть ли не поздно. Это тоже обидно – приличные люди, и им требуется помощь, стесняются ее вызвать, побеспокоить.

— Какие проблемы есть у врачей скорой помощи? Насколько тяжела эта работа?

— Проблем у скорой помощи миллион: оснащение, ремонт, медикаменты, оборудование, кареты, знания, стандарты, протоколы. Работа очень непростая и физически, и морально. Работа сутками очень тяжела. Норму часов мало кто соблюдает. По статистике, уже через 6 лет начинаются изменения в сознании. Носилки надо носить, болит спина, бессонница, головная боль. Через какое-то время ты просто инвалидизируешься из-за изменения формулы сна, из-за поднятия тяжестей, потому что никто не помогает. Например, человек с инсультом в пять утра. Кто поможет опустить человека на носилках с пятого этажа хрущевки? Дома, лифты, пятиэтажки – все не приспособлено. А работают же не только мужчины, но и женщины. Найти того, кто помог бы, тоже крайне тяжело. Людям надо быть внимательнее к скорой помощи. Встречайте бригаду, помогайте добраться до квартиры. Так помощь будет лучше и быстрее.

— Впереди майские. На праздники чаще случаются всякие неприятности. Какие советы вы дадите чтобы спокойно отметить праздник, остаться живым и здоровым?

— Во-первых, надо включать голову и думать о своей безопасности и безопасности близких. Во-вторых, алкоголь. Лучше максимально снизить его потребление в любое время дня. Плюс, бытовой травматизм. Все идут гулять: шашлыки, спортивные игры. Надо быть очень внимательными и беречь себя и своих детей. Главное включать голову.