АрхитЕбург "Уралинформбюро" про арт-объекты
Городская скульптура в современном мегаполисе – неотъемлемая составляющая дизайн-кода. Екатеринбург в этом смысле не исключение. Сегодня арт-объекты можно увидеть перед торговыми центрами, на улицах и даже во дворах жилых домов.
На прошлой неделе среди горожан разразился спор вокруг гигантской головы младенца, появившейся на набережной Верх-Исетского пруда. По задумке авторов, она символизирует "зарождение и развитие горнозаводской цивилизации на Урале".
А что больше подходит Екатеринбургу с его ранее сложившимся культурным кодом: авангард, "классика", соцреализм? Может ли городская скульптура дополнительно привлечь туристов? В беседе с корреспондентом "Уралинформбюро" приняли участие организаторы фестиваля "Стенограффия" Андрей Колоколов и Анна Клец, скульптор Дмитрий Бородин и писатель Евгений Касимов – соавтор арт-композиции "Памятник Человеку-Невидимке".
Андрей Колоколов:
– Я в большей степени приверженец монументального подхода к скульптуре. Он хорошо был реализован в Советском Союзе, когда пространство подчинялось единой доминанте, у архитекторов и скульпторов было правильное пространственное мышление. Сегодня же нередки случаи, когда скульптуру "втыкают" по-дилетантски, не понимая окружающего пространства, в итоге она выглядит плохо, не соответствует масштабу места. Красноречивый пример – скульптуры в ТРЦ "Гринвич". От них ощущение какой-то дешевизны, "пластмассы", словно их купили в магазине "Все по 45 рублей". Скульптура женщины, провалившейся в кошелек – настоящая игра на низменном.
А вот голова младенца – работа интересная. В том числе и потому, что она стала поводом для обсуждения, дискуссии. Современная скульптура должна провоцировать такие споры, расширять диапазон восприятия зрителя, его мировоззрение.
Эта скульптура не первый год зазывает покупателей в ТРЦ "Гринвич"
Как определить, какая территория подходит для городской скульптуры, а какая не подходит? Сложно сказать, нужно смотреть на каждую конкретную территорию и всегда – это важно! – привлекать к выбору места экспертов в сфере архитектуры и монументального искусства.
Взять ту же площадь Советской Армии, где стоит мемориал "Черный тюльпан". В последние годы это пространство начали разбивать непонятными интервенциями: поставили БТР, памятник Маргелову. Никто не спорит, Маргелов заслуживает памятника, но его установили как-то стыдливо, перед дорогой, он несоразмерен с масштабами площади и, если честно, напоминает "живую статую" – человека, выкрашенного золотой краской.
Арт-объекты в ТРЦ "Пассаж"
Евгений Касимов:
- Туристов нашими скульптурами вряд ли можно привлечь, разве что работами Эрнста Неизвестного. Мы не вызовем интереса гостей города Кисой Воробьяниновым с Остапом Бендером (скульптурами этих литературных персонажей на улице Белинского - Прим.ред.) — они стоят в каждом городишке, не говоря уже о «Водопроводчике». Все это ухудшает имидж города, делая его провинциальным. Если мы хотим туристов привлечь, мы должны вспомнить, что у нас в Екатеринбурге были замечательные скульпторы, например, Андрей Антонов (создатель композиции "Горожане. Разговор" - Прим.ред.). Если на улице Вайнера снести всю эту ерунду, всех этих Букиных и Майклов Джексонов, и поставить парные, "эротические" скульптуры Антонова, существующие в небольших моделях в галерее "Главный проспект" — вот это будет арт-объект мирового уровня, посмотреть на который приедут люди со всего света.
А вот памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону, который стоит в "Гринвиче" - его вполне можно было бы перенести в парк Маяковского, почему нет? Памятники литературным героям — это круто, из них можно было бы собрать целый парк. "Бажов-ленд" тот же, создание которого давно обсуждается.
В галерее "Главный проспект" открылся музей-мастерская скульптора Андрея Антонова
Скульптурная композиция "Горожане. Разговор" в сквере на проспекте Ленина
- Для каждой исторической эпохи характерен свой стиль. Какой стиль в топе сегодня в мире?
Дмитрий Бородин:
- Мировой тренд сегодня, как мне кажется, это инсталляции разных видов, не столько скульптурные, сколько дизайнерские объекты, в том числе из пластика, сварных конструкций. Такие работы не подразумевают "долголетия". А вообще мода и тренды в этой сфере меняются очень быстро. То полигональная скульптура в моде, то фрактальная, то хромированная. А в России по-прежнему популярен соцреализм, только в уменьшенных масштабах.
Анна Клец:
- В последнее время в моду вошли скульптурные изображения гиперболизированных бытовых предметов.
Этого огромного комара установили на Плотинке в прошлом году
Андрей Колоколов:
- Да, этакий "скульптурный поп-арт". Предметы, поданные зрителю с "нарушенным" контекстом. Например, предмет в реальности маленький, а его увеличили. Он в реальности твердый, а скульптор изобразил его текущим. Все знают детскую игрушку – надувной шарик в виде скрученной собачки. А скульптор берет и делает его шестиметровым! Такая работа удивит зрителя, "заберёт" внимание.
Когда мы делали первый в Екатеринбурге фестиваль скульптурного паблик-арта, исходили из этого же принципа: чтобы экспонаты были спорными, в чем-то даже странными, но привлекающими внимание, "медийными".
- А с фестивальной сцены что-то вышло на улицы Екатеринбурга?
Анна Клец:
Да, например, медведь Бартенева, который стоит около "Салюта". Достаточно понятный образ, который горожане воспринимают очень позитивно.
Медведь Гриша (автор Андрей Бартенев)
- В советские годы концепцию и дизайн монументальных объектов определяли худсоветы. На ваш взгляд, не настало ли время вернуть эту практику или, может быть, по каждому проекту городской скульптуры проводить конкурс или общественные обсуждения?
Андрей Колоколов:
- Я думаю, что должен быть какой-то худсовет. Входить в него должны не прохожие с улицы, а профессионалы с определенным набором компетенций – архитекторы, ландшафтные дизайнеры, скульпторы.
Бронзовый художник с крысой на плече встречает гостей города на Привокзальной площади
Анна Клец:
- По нашему опыту работы с объектами искусства могу сказать, что и на конкурсах, и по итогам общественного обсуждения часто побеждает непрофессиональная работа, зато отражающая образ, который все любят, который всем знаком и понятен – например, портрет Гагарина (стрит-арт на торце одного из жилых домов в центре Екатеринбурга. – Прим. ред.).
Дмитрий Бородин:
- Сложный вопрос. Думаю, что худсоветы нужны, но в какой форме, в каком составе, какими компетенциями должны обладать люди, входящие в такой совет, чтобы исключить коррупционную составляющую, когда заказы отдаются "ближайшему окружению"? Вот в Тюмени, к примеру, ранее практковалась - не знаю, практикуется ли сегодня - защита проекта в администрации на градостроительном совете. Конкурсная система имеет право на жизнь. Но большинство таких конкурсов проводят «для галочки», когда победитель уже определен в кулуарах. Можно, конечно, проводить тендеры на проектирование скульптурной композиции. Но тут есть риск, что победит не самый компетентный участник. А потом на улицах и появляются "Аленки" (арт-объект в Нововоронеже - Прим.ред).
Немало в Екатеринбурге арт-объектов, посвященных разным профессиям, например, работникам железной дороги
Евгений Касимов:
- Нужна творческая комиссия, в которую входили бы представители художественных профессиональных союзов, галерейщики. Они могли бы давать авторам какие-то рекомендации, делать предложения, и конечно, препятствовать появлению на улицах города всякой фальши и чепухи. Нужно ли проводить общественные обсуждения? Мне кажется, общественность в таких вопросах мыслит иначе, чем профессионалы. Большинству граждан нравится попса, тот же пьяный водопроводчик, вылезающий из люка. Тут все же решения должны принимать компетентные люди, тот же главный архитектор. Но это должен быть человек с безукоризненным вкусом, понимающий важность привязки объекта к окружающему пространству. А разве это хороший вкус, когда у нас два маршала Жукова стоят на одном пятачке, один - на коне, другой - сидит в автомобиле(около штаба ЦВО. – Прим. ред.)?
- Какие территории Екатеринбурга сегодня больше всего нуждаются в оформлении городскими скульптурами? И какой тип арт-объектов смотрелся бы выигрышно?
Дмитрий Бородин:
- Для меня в этом смысле наиболее интересен парк Маяковского. Сейчас это развлекательная локация, своего рода "диснейленд". Скульптуры там есть, но они не увязаны в единый ансамбль. Мне кажется, было бы интересно сделать в ЦПКиО отдельный "парк скульптур", по примеру парка Вигеланда в Норвегии или парка Миллеса в Швеции. Эти парки являются туристическими "фишками" своих стран, погулять по ним и посмотреть скульптуры съезжаются люди со всего мира.
Анна Клец:
- У нас есть мечта сделать что-то такое на городском пруду. Какую-то скульптуру из материалов, позволяющих "играть" с пространством воды. Это бы преобразило место и Исеть, сделало бы её немного "магической", у набережной появились бы новые смыслы, она стала бы настоящим сердцем города, возможно, местом новых городских традиций, ритуалов.
Евгений Касимов:
- Я думаю, надо в первую очередь украшать парки и скверы. Например, огромный парк Павлика Морозова. Городу нужны памятники, посвященные недавнему нашему прошлому. Почему, например, у нас нет памятника Гагарину? Только потому, что он не никогда не посещал Свердловск?
Беседовал Евгений СУСОРОВ