В Рязани будут выставлены работы российского книжного иллюстратора Юрия Ващенко
Юрий Ващенко окончил художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института в 1963 году, с 1974 года – член Союза художников СССР. Работал в издательствах "Советский писатель", "Детская литература", "Книга", "Наука", "Искусство" и других, много рисовал для журнала "Химия и жизнь". Обладатель ряда престижных международных наград, в том числе Золотой медали Международной биеннале иллюстрации в Братиславе (1987) и Золотой медали Международной биеннале современной графики в Новосибирске (1999). Произведения Ю. А. Ващенко находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и музеях российских городов. Первая встреча рязанского зрителя с творчеством Ю. А. Ващенко произошла в 2015 году. Тогда в рамках выставки "Сказки для детей и взрослых" из собрания издательства "Вита Нова" были показаны иллюстрации мастера к сказке Л. Кэрролла "Алиса в Зазеркалье", запомнившиеся как артистизмом исполнения, так и неординарностью авторского мышления. Сегодня благодаря контактам музея с художником и содействию московской галереи "ГросАрт" с искусством Ю. А. Ващенко можно познакомиться ближе. Экспозиция нынешней выставки включает около шестидесяти произведений 1980–2010-х годов. Творчество художника весьма необычно и часто строится на эффекте "остранения", при котором знакомые предметы изображаются как впервые увиденные. Оттого закономерной кажется многолетняя приверженность Ю. А. Ващенко Льюису Кэрроллу: помимо двух знаменитых историй про Страну чудес и Зазеркалье художник проиллюстрировал его "Полуночные задачи, придуманные в часы бессонницы", "Символическую логику" и сборник математических головоломок "История с узелками". Без внимания художника не осталась и огромная литература "по поводу" кэрролловских сказок – среди прочих на выставке демонстрируются рисунки к "Философской Алисе" П. Хита. Юрий Ващенко. "Сквозь зеркало и что там увидела Алиса". Фото: ru.pinterest.com Юрию Ващенко родственно нестандартное, без страха абсурда мышление английского писателя, понимание относительности всякого смысла (особенного здравого). Деталь для мастера порой оказывается значимее целого, стихотворная чепуха – важнее основного повествования. Неслучайно на шмуцтитулах к "Алисе в Зазеркалье" перед нами то сломанная погремушка Труляля, а то и вовсе окунёк из песни Белого рыцаря. Атмосфера нонсенса у Ващенко тем очевидней, чем ближе к ней его собственные творческие устремления. В двухметровой "Спичке" гипертрофированный масштаб превращает обгорелый спичечный кончик в косматое чудовище. Ещё характернее серия по мотивам философии А. Бергсона. Тонкие линейные изображения заключены тут в круги не совсем правильной формы, напоминающие одновременно иллюминаторы и буддийские мандалы – сакральные объекты для медитации. Зыбкое переливчатое пространство внутри лишено координат, и эта пустота завораживает. Вспоминается диалог Белого короля с Алисой, которая, отвечая на вопрос, кого она видит на дороге: "Никого!" – слышит: "Мне бы такое зрение! Увидеть никого ! Да ещё на таком расстоянии". Про художника Юрия Ващенко можно было бы сказать: "Увидеть ничего !" Для изобразительного искусства задача парадоксальная, но автор её решает – лаконично и изящно. Знатоки должны оценить высокое эстетическое качество его работ, где минимализм замысла всегда оттенён красотой многослойных фактур.