Что такое букшелфи? И кто приходил в конюшню Юрия Роста? Девять нехудожественных книжных новинок ярмарки non/fictioNвесна
С 6 по 9 апреля в Гостином Дворе пройдет ярмарка интеллектуальной литературы non/fictioNвесна. "РГ" рассказывает о нехудожественных книжных новинках, которые подготовили издатели. Обратив внимание на эти книги, вы познакомитесь с кратчайшей историей Советского Союза, заглянете в недалекое будущее, изучите альтернативную историю книжной культуры, вспомните, чем прославились поэты-имажинисты, разберетесь в феномене картин Леонида Гайдая, а также изучите мифы Поволжья.
"Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты", Юлия Щербинина, издательство "Альпина нон-фикшн"
![](https://cdnstatic.rg.ru/crop200x262/uploads/images/2023/04/03/kniga-kak-illuziya-obl-02-2023_a67.jpg)
За что Михаил Булгаков в одном из своих фельетонов высмеивал начальника рыбного склада? Как и зачем жена голландского юриста обратила мужа в книги? И что такое букшелфи?
На эти вопросы ответит книга филолога, специалиста по книговедению и читательским практикам, исследователя и популяризатор книжной культуры, доктора педагогических наук Юлии Щербининой. Издание - своеобразная альтернативная история книги и первое в России системное исследование репрезентаций книги в изобразительном искусстве и арт-пространстве. Автор предлагает внимательнее присмотреться к тому, как человек научился ценить в книге не столько содержание, сколько внешнюю оболочку, превращая книги в иные предметы, изготавливая книжные муляжи, украшая обманками интерьеры, используя изображения книг в живописи. От фляги в виде томика стихов Франческо Петрарки до "книжного туалета" - модной аристократической забавы начала XVIII века. Найдутся здесь и шокирующие факты о библиофеноменах разных эпох.
"Книга была хлебом насущным, сердцем глаголющим, мечом карающим, пластырем врачующим. Да чем только не была! Сегодня она давно уже не святыня - просто вещь. Точнее, даже вещица, притом якобы нуждающаяся в "обновляющих" и "улучшающих" изменениях, некоем "апгрейде". И вот уже вместо картины мира мы видим картинку мира, набор пикселей на мониторах", - пишет автор.
Издание наполнено самыми разнообразными иллюстрациями: здесь найдутся малоизвестные произведения живописи, графики, прикладного творчества. Благодаря этому книгу интересно не только читать, но и разглядывать. Например, карикатуру "Книжный мясники у себя дома" или книготорговку, наряженную в роскошный библиокостюм с кокетливым чепцом в виде перевязанного ленточкой приоткрытого томика.
"Кратчайшая история Советского Союза", Шейла Фицпатрик, издательство "Альпина нон-фикшн"
![](https://cdnstatic.rg.ru/crop200x286/uploads/images/2023/04/03/kratchajshaya-sov-sojuza_a64.jpg)
Автор этой книги Шейла Фицпатрик - заслуженный профессор российской истории Чикагского университета, история Советского союза давно находится под ее пристальным вниманием. В числе ее книг - "Повседневный сталинизм: социальная история Советской России в 30-е годы. Город", "Русская революция" и "Команда Сталина: годы опасной жизни в советской политике".
Книга - емкое, живое и достоверное повествование о непростой истории СССР, в которой автор старается разобраться по-честному, исследуя парадоксы советского эксперимента. Здесь множество ярких деталей, неожиданных ракурсов, остроумных замечаний и простой жизни советских людей. "Я считаю, что в человеческой истории предопределенности не больше, чем в составляющих ее судьбах отдельных людей. Все и всегда могло обернуться иначе - это касается и случайных встреч, и глобальных катаклизмов, и смертей, и разводов, и пандемий", - пишет Фицпатрик. Это не советская и не антисоветская книга, это история большой страны, рассказанная человеком непредвзято, не изнутри, а со стороны.
"Симулятор безумия. Как Четвертая промышленная революция превратит Homo Sapiens в Homo Servus?", Вадим Панов, издательство "Бомбора"
![](https://cdnstatic.rg.ru/crop200x295/uploads/images/2023/04/03/1240_a8a.jpg)
Убьет ли нас постоянное стремление сделать жизнь комфортнее? Почему города так притягательны и как будут выглядеть мегаполисы в 2050 году? Как научиться выживать в эпоху непрерывной слежки? Можно ли внести изменения в культурный код, опирающийся на десятки поколений предков?
Об этом и многом другом вы узнаете из книги известного писателя Вадима Панова, который впервые взялся за нон-фикшн книгу. И, надо сказать, у него получилось легко и увлекательно рассказать о перспективах жизни человека в эпоху Четвертой революции. Автор "Герметикона" и "Тайного города" заглянул в будущее не как писатель-фантаст, выдумав новый мир, а более приземленно, оттолкнувшись от современных реалий и предпосылок. Цифровые технологии представляют собой инструменты невиданной силы, которые дают людям возможность воплотить в реальность то, о чем еще полвека назад можно было только мечтать.
"Никто из нас не живет "сейчас" - мы мчимся вперед со скоростью нашей реальности. И только в одну сторону - ведь время необратимо. Мы живем не сейчас, а вперед, и поэтому не можем не думать о будущем, ведь будущее - это и есть жизнь", - уверен Панов.
Он предлагает совершить путешествие в середину XXI века, когда все им описанное будет реализовано и "человечество постепенно окажется внутри необычайно комфортного, привлекательного, постоянно развивающегося симулятора". Эта книга отличная возможность задуматься: а нравится ли нам такое будущее или, может быть, еще есть время и возможность что-то изменить?
"Третьим будешь, или Разговоры в Конюшне", Юрий Рост, издательство "Бослен"
![](https://cdnstatic.rg.ru/crop200x317/uploads/images/2023/04/03/rost_3fb.png)
Конюшня Юрия Роста - место знаковое: мастерская Юрия Михайловича и место встречи с друзьями, где, помимо работы, случались неспешные беседы на самые важные и сокровенные темы. К слову сказать, в этом знаковом месте в XIX веке действительно была конюшня чаезаводчиков Боткиных. А когда место преобразилось в мастерскую, в гостях у Роста Норштейн рисовал на стенах Ежика и Волчка, Белла Ахмадулина писала стихи, а потом с Мариной Неёловой танцевала рок-н-ролл… Эта книга - "собранье пестрых глав" из 25 интервью Юрия Роста с этими и другими людьми эпохи.
"Человек с бриллиантовой рукой. К столетию Леонида Гайдая", составитель Ян Левченко, издательство "НЛО"
![](https://cdnstatic.rg.ru/crop200x298/uploads/images/2023/04/03/gayday_793.jpg)
Мы так часто разговариваем цитатами из народных комедий Леонида Гайдая, что сами этого не замечаем. "Кто не работает, тот ест. Учись, студент!", "Замуровали демоны!", "Студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, она просто красавица!", - все они стали крылатыми фразами, а фильмы мастера - частью культурного багажа всего позднесоветского и большой части постсоветского обществ. Но серьезных работ по своеобразию авторского киноязыка культового режиссер до сих пор так и не появилось. Этот сборник - первая попытка подойти научно к наследию знаменитого режиссера. "Рассуждая непосредственно о фильмах гения, замечу, что у них есть одно общее свойство. Они заняты поиском эксцентрических ситуаций или же просто гэгов в жизни советского социума. Причем их непосредственного проявления в этой жизни. В целом проблема эволюции Гайдая так пока и не поставлена", - пишет в предисловии к книге киновед Андрей Шемякин. Здесь собраны статьи Елены и Александра Прохоровых, Марка Липовецкого, Марии Майофис, Ильи Кукулина и других известных исследователей культуры, которые открывают неожиданные стороны кинодраматургии Гайдая.
"Истребление персиян", Татьяна Толстая, Александр Тимофеевский, издательство "Редакция Елены Шубиной"
![](https://cdnstatic.rg.ru/crop200x301/uploads/images/2023/04/03/tolstaya_cae.jpg)
Эта книга - дань памяти ушедшего в 2020 году публициста и кинокритика Александра Тимофеевского. Татьяна Толстая бережно собрала в ней коллекцию тонкой прозы, остроумных и порой печальных эссе и бесед с Тимофеевским: блестящие диалоги о литературе, кинематографе, русской истории и характере. Здесь же воспоминания о нем, написанные друзьями и близкими: Дмитрием Воденниковым, Татьяной Москвиной, Львом Лурье и многими другими.
"Красное небо", Василия Авченко, издательство "Редакция Елены Шубиной"
![](https://cdnstatic.rg.ru/crop200x314/uploads/images/2023/04/03/avchenko_ecb.jpg)
В новой книге Василий Авченко остается верен своей главной теме - Дальнему Востоку. Его новая книга о судьбе военного летчика Льва Колесникова, но также и о неизвестных страницах истории нашей страны. Колесников был бесстрашным пилотом, настоящим асом, влюбленным в небо, однако не стал так знаменит, как Валерий Чкалов. Участвовал в Корейской войне 1950-1953 гг. Дальше - космическая и лунная гонки США и СССР, к которой он также оказался причастен. "Красное небо" - история об авиации, о подвигах летчиков, о героях, которые остаются на вторых ролях, о страсти к писательству нескольких поколений, об освоении русскими Дальнего Востока, о политике и ее вмешательстве в жизнь простых людей…
"Азбука имажинизма", Ларионова Людмила, издательство "Бослен"
![](https://cdnstatic.rg.ru/crop200x271/uploads/images/2023/04/03/imazhinizm_9d3.png)
Имажинизм - литературное объединение русских поэтов серебряного века, существовавшее в 1918-1925 годы. Его главными участниками и основными хулиганами были Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф, считавшие, что цель творчества состоит в создании образа. "Азбука имажинизма" - краткий, но емкий путеводитель по истории этого бунтарского литературного движения. Эта "поэтическая банда" стояла у истоков современного акционизма, соперничала с ведущими художественными течениями своего времени, вступала в борьбу с государственными институтами, эпатировала обывателя и неплохо зарабатывала на подобной саморекламе, а также на издании и продаже книг.
"Мифы Поволжья. От Волчьего владыки и Мирового древа до культа змей и птицы счастья", Татьяна Муравьева, издательство "МИФ"
![](https://cdnstatic.rg.ru/crop200x314/uploads/images/2023/04/03/povolzhe_89d.png)
Почему великий бог Кугу Юмо поднял небо высоко над землей? Кто является людям в образе разрушительного смерча? Какая из птиц олицетворяет женское начало? И что делать во время разгула нечистой силы?
Об этом и не только расскажет Татьяна Муравьева - историк, художник, сотрудник Государственного исторического музея, автор книг о русских сказках и былинах, московских живописцах и усадьбах, мифологии Египта, Индии, Восточной Европы и России. В этой книге автор предлагает сложить воедино красивую и поэтичную картину из богов и героев, богатырей и колдунов, священных животных, духов-хозяев, домовых и великанов.