Одеть куклу
Художник-модельер театрального костюма – особая профессия. Костюм расскажет о характере героя то, что, возможно, не прописано в диалогах пьесы. А одевать не живых актёров, а кукол – отдельное искусство. Евгения Орчикова – как раз такой специалист. 28 лет она шьёт костюмы для кукол и актёров-кукловодов, создаёт декорации. А незадолго до Всемирного дня тетра она отпраздновала юбилей. Никаких кукол! В детстве Женя Орчикова кукол не любила. Игре в дочки-матери предпочитала «войнушку» и совершенно не боялась синяков и ссадин. Её художественный дар открыла учительница рисования в школе. – Розалия Талховна Ибрагимова мне помогла поверить в себя, вспоминает Евгения. – Говорила, что я очень талантлива, а талант надо развивать. Она посоветовала мне идти после выпуска из школы на художественно-графический факультет. Но силы мы не рассчитали: после школы на худграф никто не поступал! Розалия Талховна привела меня к своим преподавателям, и целый год я училась рисовать заново. Тогда же я начала работать в театре. В ТЮЗ девушку приняли на должность уборщицы. Но очень скоро она начала помогать в костюмерной. – Все поняли, что уборщица из меня никакая, а вот как художник могу быть полезна, – смеётся Орчикова. – Ближе к выпускному курсу я устроилась в театр кукол – там была должность художника-бутафора, а я уже готовилась к защите диплома. Блиц- интервью – С каким материалом вы любите работать? Какие цвета вам нравятся? – Трудно сказать. Люблю податливые материалы. Но недавно шила флис. Куда уж мягче? И сломала иголку! Мне нравятся открытые, чистые цвета. Если это жёлтый, то жёлтый. Если красный – красный! – Бывали экстремальные ситуации, когда приходилось что-то быстро переделывать перед спектаклем? – Каждый день прихожу на работу, и у меня экстремальная ситуация, не знаю, что будет происходить. Прихожу, думаю, я и это сделаю, и то. Прихожу, всё с ног на голову. То, что ты задумал с утра, отодвигается на задний план. Вся жизнь – экстрим. – К своим работам у вас отношение особое? – Нет. Даже смотреть спектакли не люблю: начинаю копаться – это бы сделала не так, то иначе. Самое интересное то, что ещё не создано. – Кто ваш любимый зритель? – Детский сад! Ангелы с чистыми глазами и чистыми помыслами. Им легко рассказать о том, что такое добро, а что зло, где красота, как надо жить, что любить. Ведь хочется дарить людям хорошее. Идею подсказала кошка Её дипломной работой в театре стал спектакль Валерия Бугаёва «Собачья радость» – грустная и смешная философская притча о нашей действительности. Привычной, но прекрасной. Зрители его очень полюбили. – Валерий Флегонтович обозначил идею: надо, чтобы это была натуральная помойка. И обшарпанные стены! – объясняет художник. – Я ходила по Курску, искала подходящие обшарпанные стены, чтобы это всё воспроизвести. Нашла. И декорации получились. Это была фанера, на которую наклеивали поролон, красили, сгибали. А из картона сделали круглые мусорные баки. Следующая работа – знаменитый «Повелитель мух» по пьесе Уильяма Голдинга. К нему Евгения Евгеньевна шила костюмы. В спектакле действие происходит на необитаемом острове. Актёры и куклы на сцене появляются вместе. Вместе с режиссёром решили, что все артисты будут одеты в балахоны из шифона, сшитого не одним полотном, а «разложенного» разными принтами. Игра цвета создаёт ощущение острова, кажется, что вокруг камни, скалы, поросшие деревьями. Идею зрители приняли на ура. Спектакль до сих пор не сходит со сцены. Ещё один «долгожитель» Курского театра кукол – спектакль «Терем». Одна из самых мистических постановок, ориентированная на взрослую публику. Необходимую атмосферу создают сложные, мрачные, тяжёлые декорации. – Вначале я никак не могла понять идею режиссёра, – рассказывает Евгения Орчикова. – Пришла к режиссёру и говорю: не получается. Он ответил: «Что тут думать? Дай мне ножницы!». Схватил и вырезал огромную дыру. Я тут же всё поняла и уже пошла «кромсать» дальше. Так появились декорации, которые бутафоры до сих пор считают самыми жуткими. Вдохновение может прийти в любой момент. Например, декорации к спектаклю «Гуси-лебеди» подсказала кошка. – Искала орнамент, идеи были разные, но ничего не подходило, – вспоминает Евгения Евгеньевна. – Случайно попала на выставку глиняной игрушки. Увидела: чёрный кот, а на нём нарисована ромашка. От этого кота я и пошла, придумала и знаменитую «золотую печку», и все, что есть в спектакле. Всем – «Спасибо»! В Международный день театра по традиции состоялось подведение итогов самого демократичного театрального конкурса «Спасибо!». Среди номинаций – «За многолетнее и беззаветное служение театру», «Честь профессии», «Лучшая премьерная мужская роль года», «Лучшая премьерная женская роль года», «Лучшая премьерная женская роль второго плана», «Лучшая премьерная мужская роль второго плана», «Лучшая премьерная эпизодическая роль». Как всегда, победителей одной из номинаций определили зрители. В течение года они поддерживали любимых актёров, оставляя комментарии на билетах. Зрители Курского театра кукол считают лучшими Татьяну Короткову и Юрия Лисняка. Юрий Владимирович признан и профессиональным жюри. Он лауреат в номинации «Лучшая мужская премьерная роль» за воплощение образа Германна в спектакле «Пиковая дама». У поклонников ТЮЗа «Ровесник» имени И.В. Селиванова фавориты Ксения Завалишина и Илья Павлов. А зрители Курского драматического театра признали актёрами года Елену Гордееву и Александра Швачунова. Александр Сергеевич получает «Приз зрительских симпатий» в шестой раз. Елена Гордеева победила и номинации «Лучшая премьерная роль второго плана». Победу в номинации «Лучшая премьерная эпизодическая роль» принесла артистке ТЮЗа Анне Федосовой роль Лолли в спектакле «Удивительное путешествие кролика Эдварда». А образ Аллы в спектакле «ПроСвет» сделал её победительницей в номинации «Лучшая премьерная женская роль второго плана». Роль Марфы в этом спектакле принесла победу Галине Деловой. В номинации «Премьерная эпизодическая роль» стал лучшим артист Курского драматического театра Андрей Колобинин («Моя жена лгунья»). В номинация «Честь профессии» лауреатами стали заведующий художественно-постановочной частью ТЮЗа «Ровесник» имени И.В. Селиванова Владимир Гребеньков и художник по свету Евгений Лемещенко, руководитель литературно-драматургической части Курского театра кукол Ирина Васильева и художник по свету Сергей Ноздрачёв. Лауреаты в номинации «Лучшая премьерная мужская роль» – артист ТЮЗа Тимур Чубинидзе (роль Брайса в спектакле «Удивительное приключение кролика Эдварда»), артист Курского драматического театра Сергей Малихов, сыгравший Дивану в спектакле «В ночь лунного затмения». Лауреатами в номинации «Лучшая премьерная главная роль» стали артистка Курского театра кукол Елена Печкуренко, сыгравшая Девочку с хвостиками в «Весёлых уроках», артистка Курского театра кукол Татьяна Коробкова – Графиня в «Пиковой даме», артистка Курского драматического театра Галина Халецкая – Эмилия в спектакле «Средство Макропулоса», артист ТЮЗа «Ровесник» Егор Жигулин в постановке «Удивительное приключение кролика Эдварда», артист Курского театра кукол Фёдор Левантовский – Ёжик из «Маруськиной мечты» и артист Курского драматического театра Иван Пилипенко, сыгравший Сарафанова в спектакле «Старший сын». Сцена творит чудеса При необходимости Евгения Орчикова проектирует костюмы таким образом, чтобы они легко трансформировались или заменялись на другие во время спектакля. Занимается изготовлением театральной бижутерии, головных уборов. Например, шапочка главного героя в спектакле «Приключения Каштанчика» потребовала колоссального труда. Многочисленные иголки-листья из синтепона сшиты вручную. Бутафоры во главе с Орчиковой целую неделю шили их с утра до ночи. Декорации к спектаклю «Курочка Ряба» сшиты в стиле пэчворк. Кусочик ткани необходимо сшивать – очень трудоёмкая работа. Все персонажи в спектакле – Кенгуру, Кошка, Собака, Поросёнок – плоские, раскрашены в особом стиле. Огромное золотое яйцо вначале необходимо было слепить из глины, потом – разрезать пополам, образовавшиеся полости залить гипсом, получившиеся слепки наполнить папье-маше, и только после этого при помощи золотой краски превратить в то, что увидели зрители. А красивые старинные очелья, которые мы видим на рассказчиках, – просто тесьма! Сама сцена творит чудеса. – Сцена может что-то скрыть, а что-то раскрывает по-новому, – объясняет художник. – Дорогой материал чаще всего со сцены совершенно не смотрится. А марлёвка может казаться «королевской» тканью. Когда художник Виктор Миронович Никитин создавал спектакль «Три снежинки», денег на декорации совсем не было. У нас была лишь обыкновенная белая байка. Мне казалось, смотреться не будет. Но Никитин настоял: шей из этой байки. Костюмы смотрелись великолепно, они получились снежными, прекрасными! Просто чудо! В работу идёт всё Любимый спектакль Евгении Орчиковой – «Снежный цветок». Его премьера состоялась под Новый год. Это – один из самых красивых спектаклей Курского театра кукол. Все потрясающие воздушные декорации были созданы из уплотнителя – недорогого строительного материала. В спектакле Ёжик идёт искать снежный цветок, чтобы помочь заболевшему другу Мишке. По дороге ему встречаются Сосна, Ясень, Осина. Все они двигаются, общаются с Ёжиком. Казалось бы, как это показать? – Я придумала головные уборы, – рассказывает Евгения Орчикова. – Самым сложным было сделать его для Осины. Представляете это дерево? Не сделаешь же антенну на голове. Я живу возле леса, ходила гулять. И вдруг увидела, как деревья сплелись аркой и из них растут молодые веточки. Идея родилась в тот же миг! ТЕМ ВРЕМЕНЕМ «Повелителя мух» хотят запретить В этом году празднует юбилей один из любимых спектаклей курских зрителей – «Повелитель мух». Постановка Валерия Бугаёва уже десять лет не сходит со сцены. Спектакль по знаменитому роману английского писателя Уильяма Голдинга год от года становится всё популярней и актуальнее. Но в марте курские зрители увидели его в последний раз. По крайней мере в этом театральном сезоне. Британия в рамках антироссийских санкций отказалась продлевать лицензию. – Мы надеемся, что каким-то образом выкарабкаемся из этой ситуации, – говорит главный режиссёр Курского театра кукол Валерий Бугаёв. – Мы послали в Москву очередную заявку, чтобы продолжить лицензирование спектакля. Надеемся на положительный ответ. Но, как известно, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Ждём, чем всё разрешится. Британия пока отказалась продлевать лицензию. Мы отправили запрос, но ответ пришёл отрицательный. В репертуаре Курского театра кукол ещё несколько спектаклей английских авторов, в том числе «Венецианское адажио, или Кот, который жил на водосточной трубе», по рассказу Джоан Эйкен, премьера которого состоялась в октябре 2016 года. Елена Гамова Фото Александра малахова