ПЕРМЬ, 1 апреля. /ТАСС/. В Пермском театре оперы и балета состоялась премьера оперы Рихарда Вагнера "Летучий голландец" в постановке Константина Богомолова. Действие спектакля перенесено в коми-пермяцкую деревню, куда попадает беглый преступник, передает корреспондент ТАСС.
"Одна из главных проблем в "Летучем голландце" - сочетание мифологического сюжета с психологическим. Там очень четко выписаны психологические линии и мотивации героя - желание умереть, дарование ему бессмертия как проклятия. Как решить его мифологическую мотивацию? Как найти человека, которому желаема была бы смерть, потому что он проклят бессмертием в бытовом сюжете? Мне показалось важным это сделать, и нашелся такой странный ход: через идею персонажа, который приговорен к пожизненному заключению. Это пожизненное заключение - мука, как мука - вечная жизнь для героя оперы. И вот мы обретаем в бытовом мотивированного персонажа, который говорит, что ему желанна была бы смерть, нежели жизнь в тюрьме", - рассказал перед премьерой Константин Богомолов.
Он также отметил, что идея переноса сюжета оперы в русскую деревню имеет свое обоснование. "Вагнер очень замешан на народной стихии, немецкой национальной народности, нам показалось интересным замешать это под русскую национальную стихию. Мы поместили это условно в 1993 год, когда время, по ощущениям, безнадежное, трудное. Создали такую среду столкновения этого жуткого человека и невинной, живущей своим укладом народной стихии, - пояснил постановщик. - Конечно, сам бог велел заниматься этим в центре страны, на пересечении Востока и Запада - в смысловой точке координат, которая была так важна для Вагнера".
По словам создателей спектакля, премьера "Летучего голландца" - первая в новейшей истории Перми постановка оперы Вагнера. По данным Пермского театра оперы и балета, музыка Рихарда Вагнера впервые прозвучала на пермской сцене в 1972 году, когда под управлением дирижера Бориса Афанасьева состоялась премьера оперы "Лоэнгрин". "Летучий голландец" ставился в театре дважды: в 1994 году постановку оперы осуществили режиссер Георгий Исаакян и сценограф Дмитрий Черняков, в 2013 году эта музыка прозвучала в концертном исполнении под управлением дирижера Томаса Зандерлинга. Само же произведение композитора было написано в 1841 году и стало первой оперой, заставившей говорить о Рихарде Вагнере как о художнике, занятом поиском новых путей развития музыкального театра. На премьере в Дрездене 180 лет назад эта партитура поразила слушателей мощью и неистовым, мятежным духом романтизма.
Спустя 180 лет со дня мировой премьеры "Летучего голландца" над новой постановкой оперы вместе с командой певцов работали режиссер Константин Богомолов, дирижер Филипп Чижевский и художница Лариса Ломакина, представившие в 2021 году в Перми свою трактовку "Кармен" Жоржа Бизе.
Костюмы и декорации
Действие оперы Вагнера создателями постановки перенесено в русскую северную деревню. "В основе - собирательный образ глухих, далеких деревень Пермского края, коми-пермяцкие мотивы, это можно увидеть и в костюмах, и в декорациях. В костюмах присутствует соединение северных и восточных мотивов, у одной из героинь - рогатый кокошник, это такой чисто пермский мотив. А в архитектуре у нас есть изображение коми-пермяцкой деревни - такие маленькие домики, они взяты из удивительного места, которое находится под Пермью - "Хохловка", - рассказала художница.
Она также отметила, что в костюмах героев присутствует большое количество красного цвета, и это тоже неспроста. "У нас суровый край, много снега, не очень много лета, а длинные серые дни и еще более длинные ночи скрашиваются национальными костюмами. В любом национальном костюме есть красный цвет, красный - это цвет солнца, надежды, радости, весны. Красный - это красиво, поэтому будет много красного", - рассказала Ломакина.
О спектакле
Новая трактовка "Летучего голландца" создана Пермским театром оперы и балета в копродукции с московским театром "Новая опера". Как пояснили в пермском театре, практика совместных постановок - копродукций - возникла более 30 лет назад и получила общемировое признание как действенный способ культурной интеграции, привлечения внимания аудитории, достижения разнообразия репертуара и создания условий для развития театра. В России же практика копродукций стала развиваться с начала 2000-х годов и до сих пор реализовывалась исключительно в партнерстве с зарубежными институциями. "Совместная постановка Пермского театра оперы и балета и "Новой оперы" - первый прецедент копродукции между двумя крупными отечественными музыкальными театрами", - сообщали ранее в Пермской опере.
Премьера "Летучего голландца" Константина Богомолова проходит в Перми с 1 по 4 апреля на сцене Пермского театра оперы и балета. Московская премьера спектакля откроет сезон 2023/2024 театра "Новая опера" осенью этого года.
Творческое трио режиссера Константина Богомолова, дирижера Филиппа Чижевского и художницы Ларисы Ломакиной дебютировал в 2018 году постановкой "Триумфа Времени и Бесчувствия" Георга Фридриха Генделя в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Первым спектаклем постановщиков на большой оперной сцене стала "Кармен" Жоржа Бизе в Пермском театре оперы и балета. Этот спектакль получил шесть номинаций на Национальную театральную премию "Золотая маска" и был удостоен награды за лучшую работу дирижера в опере (2022).