Людики и ливвики: кто такие карелы и где они живут
История карелов О воинственном народе, населяющим северо-запад реки Ладоги, русские летописи впервые написали в XI веке. В берестяных грамотах сказано: «Литва пошла войной на карел». Из западных источников XII–XIII веков известно, что король Дании был разбит со своим войском карелами в местности Кирьялаботнар или Карельские заливы. Вероятно, это Ладожские шхеры. Однако не всегда удача была на их стороне: к концу XII века отважный народ попал под влияние новгородских правителей. Те, в свою очередь, принялись обращать язычников-карелов в христианство. Крестил их отец князя Александра Невского Ярослав Всеволодович. Местом, где карелы приняли православие, стал поселок Куркиёки на берегу Ладожского озера. Карелия часто переходила из рук в руки. В 1940 году Карельский перешеек вошел в состав СССР, а спустя год финны опять захватили этот регион. В 1944 году советская армия вновь заняла многострадальный район. Сейчас подавляющее большинство карелов проживает в Карелии. Небольшая часть народа расселена в Тверской, Ленинградской и Мурманской областях. Также карелы живут в Финляндии. Существуют субэтносы карелов: лаппи (живут на берегах Сегозера, расположенном в Сегежском и Медвежьегорском районах Карелии), людики (Прионежский район), ливвики (олонецкие карелы). Группы различаются языковыми диалектами. Язык и численность карелов В карельском языке есть три основных наречия: собственно-карельское, ливвиковское и людиковское. Считается, что северное наречие карельского языка (собственно-карельское) больше всего похоже на финский. Южное наречие – ливвиковское – ближе к вепсскому языку. Современные карелы пишут на латинице. Однако самый древний документ был с русскими буквами. Берестяную грамоту XIII века на карельском языке археологи обнаружили в Новгороде в 1963 году. Лингвисты сошлись на том, что это заклинание, спасающее от молнии: Божья стрела, 10 имен твоих. Стрела, сверкни, стрела, выстрели. Бог суд так производит (правит). В 1989-м власти Карелии официально утвердили алфавит карельского (ливвиковского наречия). Сейчас республика является единственной бывшей советской автономией в составе России, где язык титульного народа не имеет государственного статуса. Вопрос о таком статусе поднимается на каждом съезде карелов, которые проходят в регионе с 1991 года. По данным последней Всероссийской переписи населения 2021 года, число карелов в стране за десять лет сократилось почти в два раза – до 32,4 тысячи человек. Член правления общественной организации «Дом карельского языка» Наталья Антонова уверена, что итоги переписи некорректны. По ее словам, представителей народности и ее потомков может быть больше раза в два. — К переписи населения есть много вопросов. Она проходила в период пандемии, многие остались неопрошенными, а часть пыталась заполнить документы через сайт госуслуг и не до конца внесла свои данные. Думаю, что и вопрос о национальной принадлежности прошел как у переписываемых, так и переписчиков «мимоходом» – этому свидетельствует и то, что большая часть просто не указывала свою национальную принадлежность. Таких в Карелии 61 498 человек. Кроме того, многие люди молодого и среднего возраста имеют карельские корни. С ними начинаешь разговаривать и узнаешь, что бабушка, например, северная карелка, но жалуются, что не знают языка родных. Получается, именно это знание является главным маркером в определении своей идентичности. Я думаю, что в выявлении национального состава страны в целом должны работать другие методики, более глубокие и современные, а не однозначный вопрос – какой ты национальности. Он многих ставит в тупик. Знаете ли вы карельский язык? — Я сама из карельской семьи, абсолютно свободно говорю на карельском. В моей семье он сохранился в большей степени, потому что у меня родители 30-х годов рождения. Для них этот язык родной, а у кого родители 50–60-х годов рождения и позже, там уже может быть нарушение языковой преемственности. Изучают ли в Карелии родной язык? — На сегодня мы имеем дело с остатками карельского языка. Дети на карельском языке совершенно не говорят, за редким исключением тех, которые изучают язык в детсадах и в школах. Старшее поколение 60+ иногда хорошо говорят на бытовом карельском языке, но не умеют писать и читать на нем. В нашем «Доме карельского языка» мы проводим по нему курсы. Внешность, характер и одежда карелов Если взять среднестатистического карела, то его будет трудно отличить от русского, отметила член правления «Дома карельского языка» Наталья Антонова. В целом, если говорить о северном народе, то у карелов высокие широкие скулы, потому что они всю жизнь едят рыбу. Считается, что исконные карелы, которые жили 100–200 лет назад, либо очень высокие и худосочные, либо коренастые и коротконогие. Женщины – с широким тазом. Карелов отличает спокойный рассудительный нрав. «По моим наблюдениям, карельские мужчины, как правило, немногословны, скрытны, домовиты, политически и социально неактивны, ориентированы на дом. Они не будут быстро отвечать на вопрос, а сделают вид, что недопоняли. Им нужно порой несколько дней, чтобы осмыслить. Каждый шаг у них выверен. Считается, что карельские мужчины очень ответственные», – рассказала Антонова. Сегодня карелы одеваются так же, как и все. У этого народа нет культа национальной одежды. Карельский костюм имеет лишь только сценическое применение. Раньше женский народный костюм состоял из широкой белой рубахи, поверх которой одевался либо сарафан, либо юбка. Обязательным был головной убор – сорокка или чепча, который закрывал волосы, а незамужние девушки украшали голову длинными лентами. При этом северные и олонецкие карелы добывали жемчуг, которым они украшали свою одежду. Мужчины ходили в рубахах с поясом, в штанах, заправленных в сапоги. Из головных уборов – фуражка или шляпа. В холода спасала шуба или овечий тулуп, на голову полагалась шапка из меха. Занятия, жилище карелов и кухня Одно из основных занятий этого этноса – рыбная ловля. Среди ремесел у карелов – известная резьба по дереву. Местные мастера работают с карельской березой, которая отличается узорчатой, мраморной текстурой. Занимались они и земледелием, животноводством и охотой. Также были развиты: кузнечное дело, изготовление драгоценных украшений, скорняжное производство, плетение из бересты, пошив одежды, изготовление посуды. Дома карелов были прочными и теплыми с толстыми стенами, небольшими окнами и маленькими дверями, чтобы сохранить тепло. Карелы предпочитают простую и сытную еду. Основной пищей служила рыба. Из нее готовили множество блюд. Также варили каши, пекли блины, пироги. Известная карельская калитка – это открытый пирог с защипанными краями с начинкой. Обряды, вера и праздники карелов Родильный и свадебный обряды у карелов уже не соблюдаются, а вот элементы погребального обряда распространены до сих пор. Это некий симбиоз православия и язычества. Дело в том, что карелы опасались богини смерти Калмы и, чтобы она не задержалась дома, где душа человека отошла в мир иной, старались следовать старинному обычаю. Возле покойника ставят чашку с водой. Считалось, что если жидкость колыхнулась, то это его душа омылась в ней. Затем зажигают свечу и начинают оплакивание. После этого умершего омывают. Вся одежда усопшего сжигается, а тело облачают в одежду, приготовленную для погребения, и кладут в гроб, который ставят в красный угол. Сейчас карелы могут использовать для этого траурный зал, где зажигают свечи и ставят иконы. Перед тем как опустить гроб в могилу, в нее кидается медная монета: так выкупается место для усопшего. Гроб в яму на кладбище опускают на длинных полотенцах. В это время собравшиеся оплакивают умершего. Как только тело предано земле, плач прекращается. Ставят крест. Часто карелы на перекладинах распятия оставляют полотенца, чтобы душа умершего отдыхала. Также карелы делают поминальную трапезу, подают милостыню бедным. Кроме того, поминки устраивают на девятый день, на 40-й день и на годовщину смерти. Чтят и по сей день карелы родительские субботы. В эти дни они ходят на кладбище поминать усопших. Почитают они и православные Пасху, Рождество и другие христианские праздники. Сохранилась традиция гостевания в деревнях, рассказала член правления «Дома карельского языка» Наталья Антонова. Так, в Ведлозеро, в котором проживают в основном карелы, сейчас переселилось много людей из потерянных деревень. Однако они в среднем раз в год навещают родные места. Это происходит в день престольного праздника – когда отмечается память святого, в честь которого построена в деревне часовенка. «Люди идут на могилы к родственникам, посещают церковь, где проводят богослужение либо со священником, либо сами читают молитвы и зажигают свечи. Духовную связь со своими местами они сохраняют. Таких людей очень много», – объяснила Антонова. Еще есть традиция ходить крестным ходом с иконой Смоленской Божией матери в старинной деревне Кинерма, где есть часовня во имя Богоматери Одигитрии. В день празднования, 10 августа, туда приезжает много гостей, в числе которых бывшие жители деревни. Населенный пункт примечателен тем, что в нем нет ни одного новодела – сохранен старый облик. При этом постоянно в деревне проживают несколько семей. Как поддерживают карелов В 1989 году постановлением Совета Министров карельской АССР был утвержден алфавит карельского языка на основе латинской графики. Изучение языка стало внедряться в образовательные учреждения. В республике в 2004 году принят закон «О господдержке карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия». «За пару десятилетий произошел очень мощный рывок в придании современной формы карельскому языку и развитию его нормированной литературной формы», – отметила Антонова. Однако, по ее словам, этой поддержки недостаточно из-за глобальных процессов, происходящих в стране. Молодые люди уезжают из карельских деревень. «Молодежь из-за сложного социально-экономического положения карельской периферии при первой возможности уезжают в Петрозаводск и Петербург. Огромная часть из них уезжает в Финляндию, особенно те, кто знают карельский и финский язык. Мы теряем интеллектуальный потенциал. Ситуация из года в год становится все хуже», – рассказала Антонова. На сегодняшний день карелы являются титульным народом Республики Карелия, но не имеющим формально никакого статуса. Фактически они автохтонный коренной народ региона, но юридически это определение не закреплено, сообщила «ФедералПресс» Антонова. В этом году у народа появилась перспектива попасть в перечень коренных малочисленных народов России, так как их стало меньше на 50 тыс. человек. Однако это не происходит автоматически. «Для получения статуса коренного малочисленного народа нужно готовить много документации, аргументов, научного обоснования. Это работа органов власти и ученых общественных объединений», – подчеркнула член правления «Дома карельского языка». Со своей стороны, карелы готовы преодолевать бюрократические препятствия для получения статуса, который даст им больше возможностей для защиты традиционного образа жизни, промыслов, ремесел, окружающей среды. «Я являюсь еще экспертом в Совете уполномоченных IX съезда карелов, и там этот вопрос активно поднимается. Но власть пока говорит, что нужно подождать следующего съезда карелов, который состоится летом 2024 года. На нем мы можем заявить о своей готовности начать работу по получению этого статуса», – объяснила Антонова. Между тем активистка отметила, что пока серьезной работы в этом направлении в республике Карелия не начато. Вопрос прорабатывается лишь на уровне карельской общественности.Фото: ФедералПресс / Анна Крючкова, Инфографика: ФедералПресс / Маргарита Неклюдова