Волгоградцы узнали подробности брачной ночи аптекаря
«Царицынская опера» открыла очередной весенний фестиваль «Оперный альянс» премьерой одноактной оперы Гаэтано Доницетти «Колокольчик». Эта искрометная опера-фарс в лучших традициях итальянской оперы-буффа была написана композитором на его же либретто всего за одну неделю.
Невероятно, но факт: гениальный итальянец прожил всего 50 лет и за 26 лет композиторского творчества написал аж 68 опер, множество кантат, месс и псалмов. В числе его творений есть оперы, которые относятся к шедеврам мирового музыкального искусства: «Любовный напиток», «Лючия ди Ламмермур», «Дон Паскуале» и другие. Одноактная опера «Колокольчик», премьера которой состоялась в Италии в 1836 году, имела оглушительный успех и до сих пор ставится на разных сценах мира. Теперь ее увидели и волгоградцы.
В афише «Царицынской оперы» этот спектакль именуется чрезвычайно интригующе – «Колокольчик, или Брачная ночь аптекаря». Это легкая, красочная, искрометная комедия с веселыми переодеваниями, забавными шутками и игривым настроением героев, которое сразу же передается и зрителям.
Действие оперы построено на хитрых шутках молодого весельчака Энрико – бывшего любовника молодой жены аптекаря. Он всю ночь пытается помешать новобрачным – дону Аннибале и Серафине – остаться наедине, чтобы вернуть себе возлюбленную. Энрико находит оригинальный способ сорвать брачную ночь молодоженов. Он периодически звонит в колокольчик, являясь в аптеку каждый раз в новом обличье, чтобы оторвать аптекаря от супруги. Долго и нудно он требует у него лекарство от выдуманных болезней, зная, что закон не позволяет аптекарю отказывать посетителям в обслуживании даже в свою собственную брачную ночь.
Биографы композитора свидетельствуют, что, сочиняя эту чепуху, Доницетти хохотал и над собственноручно написанными строчками либретто, и над музыкой, которая забавно «скачет», подчиняясь ритму стихов.
Музыка в спектакле в исполнении клавесина и струнного квинтета отличается блистательной дерзостью, неожиданными шутливыми пассажами и множеством прелестных мелодий, которые вкупе с красочными костюмами артистов, их искрометной игрой и веселыми шутками либреттиста превращают оперу в роскошный маленький праздник.
Этот одноактный музыкальный шедевр «Царицынская опера» показывает в роскошном интерьере камерного зала для небольшого числа зрителей. Было бы интересно увидеть его и на большой сцене в одной двухактной программе с другой одноактной оперой или, допустим, даже с одним из одноактных балетов. В таком случае может получиться замечательный вечер оперы и балета, хорошо вписывающийся в заявленную театром в конце прошлого сезона перезагрузку программы «Царь-оперы» – с новаторским отступлением от канонов…
В этом веселом музыкальном спектакле много ярких актерских работ. Прежде всего, следует отметить высокое вокальное мастерство ведущих солистов театра, исполняющих главные партии, – Валентины Смагиной (Серафина) и Валерия Белявицера (дон Аннибале). Их сценический супружеский союз отмечен оригинальным сплетением сопрано и баса в речитативах и коротких дуэтах в обрамлении фантасмагорического переполоха брачной ночи.
– Моя героиня не из робкого десятка и в общем-то женщина современная, – говорит Валентина Смагина. – Многие мужчины у нас подолгу не решаются сделать предложение любимой женщине. Не дождавшись его от Энрико, Серафина решает его проучить и устраивает фальшивую свадьбу, вступив в тайный сговор с первой женой аптекаря, с которым та долго не поддерживала семейных отношений. Мне очень нравится эта роль. Даже от репетиций в постановочный период я получала огромное удовольствие. Мы благодарны режиссеру-постановщику за то, что буквально для каждого участника спектакля он придумал свой образ и свой характер.
А каким же предстает перед зрителями аптекарь дон Аннибале?
– Мой герой, несомненно, – человек с рыльцем в пушку, – говорит Валерий Белявицер. – Он скрывает, что у него есть жена от предыдущего брака. Правда, он считает, что ее уже нет на свете, о чем узнал из подметного письма… Сначала вся эта история мне казалась странной, но в ходе работы над ролью я влюбился в своего героя и с удовольствием играю его.
Интересной оказалась и героиня Юлии Почкаловой – мадам Роза, новоиспеченная теща аптекаря. Драматическое сопрано певицы на фоне свадебной суеты звучало подчеркнуто страстно и помогло певице создать образ игривой женщины, которая всех любит, хочет всем нравиться и буквально боготворит окружающих ее мужчин…
Роль влюбленного в Серафину весельчака Энрико – одна из главных, с самой большой и самой сложной вокальной партией. С азартом и, кажется, с большим наслаждением ее играет Максим Орёл. Он буквально купается в этой роли. Его герой, пожалуй, единственный, кто почти все время находится на сцене и уходит с нее лишь на короткое время, чтобы сменить костюм и предстать перед аптекарем в разном обличье: в образах двух мужчин и женщины.
Режиссер-постановщик Михаил Косилкин подобрал для этой оперы хороший актерский ансамбль, который помог ему создать настоящий спектакль-праздник, который на время помогает забыть о заботах и тревогах.
Музыкальная палитра спектакля даже с небольшим составом музыкантов радует публику богатством мелодий благодаря мастерству композитора и дирижера-постановщика оперы Арсена Туаева.
Яркую, красочную картину всего действия создали художник по костюмам Ирина Булут, художник по свету Андрей Павлов и сценограф Георгий Матевосян. Украшением спектакля также стали сцены с участием артистов хора и балета под руководством балетмейстера Светланы Яковлевой и главного хормейстера Ольги Руденко.
У оперы «Колокольчик», как и у всех классических оперетт, счастливый финал. Каждый мужчина получил в жены ту женщину, которую любил, которой достоин и которую заслужил…