От «Аленького цветочка» до «Трех товарищей». Пять легендарных постановок московских театров
На театральных афишах постоянно появляются новые названия спектаклей. В день премьеры за кулисами волнуются актеры, залы заполняются публикой, с любопытством ожидающей третьего звонка. Впрочем, привлекают внимание зрителей не только новые спектакли. Многие из постановок не выходят из репертуара десятилетиями и неизменно собирают полные залы. В материале mos.ru — пять именно таких спектаклей. Самому старому из них больше 70 лет, а самому новому в этом году исполнится 24.
«Аленький цветочек» Московского драматического театра имени А.С. Пушкина
Премьера состоялась 31 декабря 1949 года.
«Аленький цветочек» попал в Книгу рекордов России как самый продолжительно идущий детский спектакль. Сегодня его с успехом играют на той же сцене, на которой 73 года назад состоялась премьера, вызывая взрывы смеха и аплодисментов маленьких и взрослых зрителей. Волшебная постановка по мотивам сказки Сергея Аксакова воспитала не одно поколение: те, кто хоть раз видел ее в детстве, позже приходили в театр со своими детьми, а потом и внуками.
Этот спектакль — настоящая машина времени. Декорации и костюмы выглядят практически как в день премьеры, а актеры передают друг другу идеи режиссера Леонида Лукьянова.
Интересный факт: в 1960 году в спектакль был введен юный Владимир Высоцкий, тогда только окончивший Школу-студию МХАТ и поступивший в театр. Ему досталась роль чудаковатого Лешего, дававшая большой простор для самовыражения. В образе лесного существа Высоцкий пел частушки собственного сочинения и, по воспоминаниям современников, был неподражаем.
«Лебединое озеро» Московского академического музыкального театра К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко
Премьера состоялась 25 апреля 1953 года.
«Лебединое озеро» Петра Чайковского в постановке выдающегося хореографа Владимира Бурмейстера — одна из легенд московской сцены. Версию Бурмейстера отличают хореографическая изобретательность и мастерская режиссура. В его прочтении балет обрел целостную драматургию и глубокую образность.
Во время работы над спектаклем Владимир Бурмейстер обратился к материалам из архива Чайковского, стремясь проникнуть в изначальный замысел великого композитора. В своей постановке он сохранил второй акт, поставленный Львом Ивановым в 1894 году. В балет в первозданном виде вошла знаменитая картина появления белых лебедей, включая танец маленьких лебедей. В остальном версия Бурмейстера полностью самостоятельна и оригинальна.
«Лебединое озеро» побывало на гастролях в десятках стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки и даже Африки. В 1956 году спектакль был с успехом показан в Париже, после чего Владимир Бурмейстер получил приглашение перенести свое «Лебединое озеро» на сцену Парижской оперы. Там спектакль шел с 1960 года до конца 1980-х.
Кстати, в течение нескольких месяцев после премьеры в дни спектакля около Московского академического музыкального театра К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко дежурила конная милиция — так велик был ажиотаж вокруг новой постановки.
Еще один интересный факт: Владимир Бурмейстер — родственник Петра Чайковского. Мама хореографа принадлежала к роду Чайковских, а он сам приходится композитору двоюродным внуком.
«Мастер и Маргарита» Московского театра на Таганке
Премьера состоялась 6 апреля 1977 года.
Спектакль «Мастер и Маргарита», созданный Юрием Любимовым, стал первым в мире сценическим воплощением великого романа Михаила Булгакова. Несмотря на то, что постановка готовилась внепланово, в порядке эксперимента, она по сей день считается эталонной. Десятилетия спустя после премьеры Юрий Любимов, отвечая на вопрос о секрете долговечности «Мастера и Маргариты», говорил, что все дело в правильной, крепкой форме, выбранной тогда в 1977 году.
Интересный факт: средств на постановку «Мастера и Маргариты» не было, поэтому сценографию собирали буквально по кусочкам из других спектаклей Театра на Таганке. Занавес и деревянный крест взяли из «Гамлета», золоченую раму Пилата — из «Тартюфа», кубики — из «Послушайте!», трибуну — из «Живого», плаху — из «Пугачева», маятник — из «Часа пик».
«Юнона и Авось» Московского государственного театра «Ленком Марка Захарова»
Первый показ прошел 8 июля 1981 года, а официальная премьера состоялась 20 октября 1981 года.
Спектакль «Юнона и Авось», поставленный режиссером Марком Захаровым, сценографом Олегом Шейнцисом и хореографом Владимиром Васильевым на текст Андрея Вознесенского и музыку Алексея Рыбникова, — визитная карточка Ленкома. Легендарная рок-опера стала новаторской для своего времени, а в чем-то даже опережающей его. Спектакль с огромным успехом шел не только на родной сцене — ему рукоплескали зрители во Франции, Германии, Греции, Дании, США и Израиле.
Первый исполнитель роли графа Резанова Николай Караченцов выходил на сцену в «Юноне и Авосе» почти 25 лет без дублера. Позже графа играл Виктор Раков, сейчас — Дмитрий Певцов, Семен Шкаликов и Игорь Коняхин. Первой исполнительницей роли возлюбленной графа Кончиты была Елена Шанина. В разное время в этом образе блистали Алена Хмельницкая, Инна Пиварс, Анна Большова, Алла Юганова, Анна Зайкова. Сегодня роль исполняют Александра Волкова, Алена Митрошина и Сафия Яруллина.
Интересный факт: хотя в основе либретто рок-оперы лежат события последних лет жизни графа Николая Резанова (1764–1807), русского дипломата и путешественника, «Юнона и Авось» — это не документальная хроника. Андрей Вознесенский всегда подчеркивал, что его произведение — лишь «эхо судеб известных».
«Три товарища» Московского театра «Современник»
Премьера состоялась 1 октября 1999 года.
Легендарный спектакль Галины Волчек по знаменитому роману Э.М. Ремарка как живая история «Современника». Многие артисты играют в нем с дня премьеры: Сергей Юшкевич, Александр Хованский, Сергей Гирин, Елена Миллиоти, Татьяна Корецкая, Олег Феоктистов, Георгий Богадист, Виктор Тульчинский.
Вместе с ними уже более 20 лет зрители погружаются в хронику городской жизни Германии рубежа 1920-1930-х годов. На этом фоне разворачивается история дружбы Отто, Готтфрида и Роберта и история любви последнего с Патрицией — красивой, умной, доброй и неизлечимо больной. Спектакль Галины Волчек — утешение для поклонников «Трех товарищей»: трагический финал в постановке стал фантасмагорическим хеппи-эндом. В нем нет смерти: все четверо, молодые и веселые, летят в своей верной гоночной машине по имени Карл куда-то навстречу звездам.
Интересный факт: гоночный автомобиль, «исполняющий» роль Карла, был построен специально для спектакля на одном из российских автомобилестроительных заводов.