Что показывают на большой выставке "Первая позиция. Русский балет" в Петербурге
В петербургском "Манеже" открылась большая выставка, посвященная 350-летию русского балета, - отмечается оно в нынешнем феврале, а отсчет ведет с первого танцевального спектакля, состоявшегося в 1672 году при дворе царя Алексея Михайловича. В экспозиции собраны порядка тысячи артефактов из 40 музеев, архивов и библиотек не только Северной столицы, но и Москвы, а также регионов России. "Для нас особенно важно было художественным языком рассказать зрителю историю развития и становления балета в России, останавливаясь на наиболее важных исторических вехах, значимых постановках и выдающихся мастерах", - подчеркивает автор концепции, директор "Манежа" Анна Ялова.
Свое путешествие по выставке "Первая позиция. Русский балет" зритель, как ни странно, начинает со сцены - ее можно увидеть с разных точек: из-за кулис и технической зоны, из партера или ложи зрительного зала.
"Художественное решение пространства выставки дает зрителю возможность заглянуть за кулисы театра, соприкоснуться с миром балета и почувствовать его красоту", - отмечают создатели проекта.
Пространство "Манежа" поделили на несколько тематических разделов. В "Царской ложе" балет предстанет перед зрителем в виде сменяющих друг друга образов театральных лож, связанных с вехами исторических событий дореволюционной России; раздел "Русский дух" расскажет о балетных постановках Дягилевской антрепризы; "Советский балет" охватывает период с 1917 по 1991 год и отражает изменение техники танца, появление новых героев балетной сцены. "Костюмерный цех" продемонстрирует трансформацию канона женского балетного костюма; "Анатомия балета" позволит узнать, что происходит с телом исполнителя с позиции законов физики и биомеханики, а раздел "Школа" - о становлении и развитии балетного образования в России.
Гости выставки увидят полотна Михаила Врубеля и Зинаиды Серебряковой, уникальные исторические костюмы, среди которых пачка Галины Улановой для партии "Умирающий лебедь" и пуанты Матильды Кшесинской. А еще - личные вещи Петра Чайковского, Агриппины Вагановой и Александра Бенуа, афиши "Русских сезонов", архивные видеозаписи и фотографии.
Подлинные предметы из музейных коллекций сочетаются в залах "Манежа" с мультимедийными инсталляциями, а кроме того, для гостей создан специальный аудиогид - по выставке проведут голоса артистов Юлии Рутберг и Игоря Миркурбанова.
Выставка "Первая позиция. Русский балет" будет открыта до 21 мая. На протяжении всей ее работы посетителям обещают насыщенную образовательную программу с лекциями, дискуссиями, выступлениями артистов, а также специальными событиями для детей и подростков. За программой можно следить на официальном сайте проекта и с помощью информационных ресурсов самого "Манежа".
Прямая речь
Роман Карманов, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив:
- Межмузейный проект "Первая позиция. Русский Балет" - сложная, многокомпонентная выставка, созданная при участии более 40 музеев, является поистине долгожданной. Самое важное, что поддержка Президентского фонда культурных инициатив позволила выстроить этот балетный город в петербургском Манеже таким, чтобы сюда хотели приходить люди. Уверен, что эту выставку ждет большой успех.
Павел Каплевич, креативный куратор проекта:
- "Удиви меня" - легендарное требование к художникам от Сергея Дягилева стало основополагающим принципом при работе над концепцией выставки "Первая позиция. Русский Балет". При выборе работ мы стремились не только отразить факты, но и передать экспрессию, выразительность балетных образов: легкость движений, невесомость, полет - вдохновением послужили пушкинские строки, посвященные Авдотье Истоминой - "Летит, как пух от уст Эола…"".