"Сейчас вокруг театров происходит слишком много нездоровых волнений"
В детской студии "Апуш" решили, что Абугалисину все-таки не может играть девочка
В поставленный в начале января спектакль "Абугалисина" детской студии "Апуш" решили внести кардинальные изменения. Если сначала заглавную роль играла девочка, то теперь на ее смену придет парень. Такое решение приняла режиссер Алия Файзрахманова — явно под давлением общественности.
Текст менять не придется
Студия "Апуш" была создана под патронажем мэра Казани. Она работает в ДК "Сайдаш", "Чулпан" и КДК имени Ленина, в ней бесплатно занимаются актерским мастерством, сценической речью, сценическим движением и вокалом около 90 детей. Особенность студии в том, что занятия проводятся на татарском языке.
Мюзикл "Абугалисина" впервые показали 18 января. Это третья премьера "Апуша", первая для "Чулпан", где учится 23 человека. Основа спектакля — история Абугалисины в версии Каюма Насыри. У нее два главных героя — Абугалисина и Абульхарис, которые целый год читают в пещере книги, а потом первый помогает простым людям, а второй служит царю. Считается, что прототипом этой сказочной истории стал Авиценна, средневековый ученый, философ и врач. Впрочем, мы не может всерьез утверждать, что настоящий Али ибн Сина сидел год в пещере.
Инсценировку писала челнинский драматург Айгуль Ахметгалиева. О смене актера она узнала от нас. По ее словам, для ввода мальчика в спектакль не требуется правок — текст выстроен так, что он не указывает на какие-то гендерные отличия.
Дело в том, что на сцене Абугалисину играла девочка — с косичками. По словам заместителя руководителя Исполнительного комитета Казани по вопросам социальной сферы Гузель Сагитовой (она была одним из инициаторов создания "Апуша") решение о смене актрисы на актера приняла Файзрахманова. Сама она была готова защищать ее изначальный выбор, который появился благодаря спектаклю "Сак-Сок" в татарском ТЮЗе, где режиссер Ренат Аюпов решил сделать одного из братьев девочкой. Ввод в спектакль состоится за счет актера из другой студии, в "Сайдаше".
Детских пьес, в которых главными героями являются девочки, не хватает
Как указывают наши источники, смена актера произошла под давлением Милеуши Хабутдиновой, которая, ознакомившись с видеозаписью спектакля, в cоциальных сетях заявила, в частности, "что подобные действия нарушают права детей и наносят вред пропаганде национальной культуры".
Хабутдинова закончила факультет русской филологии Казанского государственного педагогического института по специальности "учитель русского языка и литературы". Кандидат филологических наук ("Проблема личности в творчестве Хади Такташа"). В последние годы она известна как человек, занимающийся продвижением наследия Аяза Гилязова (ее стараниями он переводится на иностранные языки) и Наки Исанбета (на основе ее работы с личным архивом издан научно-популярный сборник).
Также Хабутдинова пишет рецензии на театральные постановки и концерты и открытые письма президенту. Среди последних новостей, связанных с ней, — интернет-перепалка с певцом Алмазом Мирзаяновым по поводу качества его концертов, которые посещают обладатели "Пушкинской карты". В результате Хабутдинова поехала на выступление артиста в Сабинский район, выступила с речью и вручила певцу галоши. Особенно ею "любим" режиссер Туфан Имамутдинов. После постановки перформанса "Шамаил" она придумала новый термин "художники-пенисисты". После лабораторной постановки "Умай" требовала в зале поднять руки тех, на кого муж поднимал руку. "В наших краях эта тема не актуальна", — резюмировала филолог, говоря о домашнем насилии.
Театральный критик Нияз Игламов также смотрел видеоверсию спектакля:
В каких еще спектаклях девочки играют мальчиков или наоборот? Скажем, в "Книге сказок" в ТЮЗе главного героя Карахмета в одном из составов воплощает на сцене Гузель Валишина (это классический пример травести). В музее "Восточный клуб" в первой татарской пьесе "Бичара кыз" ("Несчастная девушка"), все женские роли играют мужчины. А мужские — играют женщины. Причем намеренно резко и стереотипно. Так Фарид Бикчантаев довел до абсурда факт, что в первых постановках у татар вообще все роли играли парни (мусульманские девушки не сразу решились выйти на сцену).