В премьерном спектакле "Три сестры" театра "Грань" главным героем стал брат
Хрестоматийное в России и самое популярное в мире произведение Чехова "Три сестры" воплощено на сцене новокуйбышевского театра "Грань". Из классики - до вздоха сохранен текст Антона Павловича, в остальном же все стало дольше (спектакль идет пять часов с тремя антрактами), закрученнее (публику все время просят пересаживаться в зале и менять угол зрения) и жестче, если говорить о зрительских стульях.
Генеральские дочки - Ольга, Маша и Ирина Прозоровы, чье детство прошло в Москве, заброшены судьбой в захолустный городок, в котором из "развлечений" - лишь квартирующие военные. И нет ничего удивительного в том, что одна из сестер - Маша - влюбляется в подполковника Александра Вершинина. Удивительно, что он оказывается одним из самых невыразительных персонажей действа, ничем не ярче ее мужа, учителя гимназии. А вот брат Андрей Сергеевич Прозоров (Денис Евневич) хоть и проводит на сцене немного времени, ярко показывает деградацию, не только личную - он больше не мечтает о науке, должности московского профессора, мастерстве скрипача-виртуоза, а лишь методично спускает в карточной игре семейное наследство. Он та интеллигенция, которая не смогла спасти Россию на рубеже XIX-XX веков и вряд ли сможет сегодня. Не лучше и армия, которая полк за полком покидает городок, как бы сдавая его на откуп рутине и новым порядкам, регулярно обкуривая актеров вместе со зрителями "дым-машиной".
Из нового в сценическом мире - жена Андрея, "кровь с молоком", убедительно и бессентиментально сыгранная студенткой мастерской Дениса Бокурадзе Натальей Сухининой. Едва появившись в доме, она выселяет из комнат прежних жильцов, берется за хозяйство (одна не мечтает, а действует) и планирует извести старый парк под яркие клумбы. Тот самый колумбарий уходящей эпохи! Ей под стать и двое слуг (они же домовые и дети Хама), предлагающих Андрею подписать какие-то непонятные документы. Теперь их время!
Спектакль о времени безвременья, яркая премьера которого в МХТе прошла более 120 лет назад, вновь оказался актуальным. Снова смена эпох, ценностей и вечные вопросы "зачем эта боль?" и "почему все идет не по-нашему?". Фразы эти почти из каждого нашего разговора сегодня. Но не имея готовых слов, "Грань" пытается ответить на них пластикой, которая становится равноправной частью новой драмы.
Стоит отметить, что энерджайзером довольно сонной игры молодых актеров, всегда занятые кровати на сцене - тому подтверждение, стала виртуозная работа режиссера. Денис Бокурадзе насытил спектакль массой выразительных средств - от видео и графики на кладке исторической стены до сверлящей мозг музыки-метронома и виртуозной пластики, которые становятся равноправными со словами новой драмы "Грани".
- Мы наблюдаем, как герои томятся в бесконечном ожидании чего-то лучшего, несбыточного, а меж тем сегодняшнее время (возможности) уходит, утекает сквозь пальцы, - рассказал режиссер спектакля, худрук "Грани" Денис Бокурадзе. - И не случайно в пьесе Чехова разбиваются часы - символ времени, и на первый план выходит волчок (он проецируется на стену комнаты с первого акта) как некий образчик и механизм разрушения.
Что же до трех сестер, уступивших лидирующие позиции на сцене "безумному чаепитию", то они и не живут вовсе, а лишь мечтают: "в Москву, в Москву...", но ничего не делают, да и не чувствуют на полную катушку; венчаться для Ирины или стать директором гимназии для Ольги - просто дань обстоятельствам.
В тему
Костюмы и часть декораций спектакля изготовлены из раритетного шинельного сукна, давно снятого с производства. В частности, многие костюмы пошиты из сукна 60-годов прошлого века. Скатерти и шторы - из ткани 70-80-х годов. Отдельную детективную историю можно написать о том, как художник по костюмам Урсула Берг добывала его по всей стране. Всего на пошив костюмов и декораций ушло 300 метров раритетного шинельного сукна.