В Строгановском дворце Русского музея открылась выставка «Константин Федорович Богаевский»
Выставка посвящена 150-летию одного из крупнейших деятелей Серебряного века русской культуры. Экспозицию составили около 40 картин, акварелей, рисунков и литографий выдающегося мастера отечественного неоклассицизма Константина Богаевского (1872-1943) из собраний Русского музея и KGallery. Большинство из них мало известно зрителям и экспонируется впервые.
Это первая монографическая выставка Константина Богаевского в стенах Русского музея. Богаевский сказал свое неповторимое слово в отечественной пейзажной живописи. Его искусство посвящено родному Крыму. Созданные более века назад работы Богаевского и сейчас способны изумлять неожиданностью своих мотивов и их интерпретацией.
Это первая монографическая выставка Константина Богаевского в стенах Русского музея
Его видения становления нашей планеты, взаимодействия Космоса и земной жизни не устарели. Многие произведения Богаевского погибли в ходе революций и войн или оказались за рубежом, тем значимее нынешняя выставка его работ, охватывающая все периоды творчества мастера.
В родной Феодосии Богаевский учился у мариниста Адольфв Фесслера, работая с ним на натуре, некоторое время учился и у Ивана Айвазовского. В 1891-м Богаевский поступил в Императорскую академию художеств, где его педагогами были Иван Шишкин и Архип Куинджи, оказавший большое влияние на молодого художника, с которым его сближали романтизм мироощущения, влюбленность в Крым, краски и цвет.
Богаевский окончил Академию (1897) в важный момент истории национальной культуры. Во всех видах изобразительного искусства и в архитектуре шли активные поиски в русле модерна, в литературе, музыке и живописи формировалась стилистика русского символизма. Благодаря Куинджи Богаевский побывал в Европе, где глубже понял тенденции развития современного искусства. Идеи символизма были близки Богаевскому, о чем свидетельствуют его картины, написанные по возвращении из столицы в Крым, где он творил до конца своей жизни.
В начале 1900-х художник писал мрачные, охваченные ненастьем, мертвые города, древние крепости, оставленные их обитателями и пустынные пейзажи, изображенные в момент, когда солнце в последний раз ярко озаряет землю, а у горизонта уже сгущаются вечерние тени, внося в образ ноты тревоги («Старый Крым», 1902, ГРМ).
В 1903-м Богаевский стал одним из учредителей Нового общества художников, в среде которого формировались принципы неоклассицизма, повлиявшего на русскую культуру конца 1900-х – начала 20-х. Неоклассицизм с его ориентацией на традиции искусства античности и Ренессанса, классицизма XVIII – начала XIX века был близок Богаевскому, развивавшему историческое направление в жанре пейзажа. В этой стилистике он создал свои лучшие работы середины 1900-х – начала 10-х, ставшие классикой русской живописи. Как и в философской поэзии Максимилиана Волошина, близкого друга художника, любимым мотивом его творений был Крым: то мрачный в доисторическую эпоху, когда шло становление его неповторимого ландшафта, то залитый солнцем, идиллический во времена греческих поселений, то обросший суровыми крепостными стенами и башнями генуэзцев в Средние века.
Середина 1900-х ознаменована началом кардинальных изменений в творчестве Богаевского. В 1906-м он еще написал в темноватой гамме натурный «Берег моря у Коктебеля» (ГРМ), а одновременно появился намечающий новые линии в его живописи пейзаж «Утро. Розовый гобелен» (ГРМ). Этот идиллический холст вызывает ощущение сна, грёзы, но густые облака вносят напряжение в образ. После еще одной поездки в Европу в произведениях Богаевского стало заметно влияние мастеров раннего итальянского Ренессанса, в частности, Андреа Мантеньи.
Античному Крыму, словно увиденному сквозь призму пышных полотен и гобеленов XVII века, посвящены картина «Классический пейзаж» (1910), акварели «Пейзаж» (1910), «Пейзаж» (1910-е), «Утро» (1911), «Фантастический пейзаж с солнцем» (1911, все – ГРМ). Это «симбиоз» реальности, интуитивистских прозрений картин далекого прошлого и поэтического вымысла. Холст «Корабли. Вечернее солнце» (1912, ГРМ) принадлежит высшим достижениям художника. Композиционный мотив кулис и «прорыва» пространства в глубину, с романтическим парусником в лучах заката, античный антураж сообщают окрашенному ностальгией образу космическое звучание. Мрачной, только что сотворенной Киммерии художник посвятил одну из самых совершенных своих работ – монументальную акварель «Киммерийские сумерки» (1911, ГРМ).
О родной Тавриде и всей Земле мастер поведал в литографиях 1922-го (ГРМ) из альбома «Автолитографии». Ранним векам планеты, когда в ходе природных катаклизмов формировался ее облик, посвящены листы «Ночь» и «Атлантида». Автор романтизировал античность («Древняя земля»); в композиции «Vanitas» стоящие в ряд пирамиды воспринимаются как символ человеческого тщеславия. В духе композиций XVII века трактованы «Пейзаж», «Вечернее солнце», «Пейзаж с озером». Предвидением изменений в творчестве Богаевского второй половины 1920-х – 30-х воспринимаются солнечные горные пейзажи с богатой растительностью и возделанными полями («Южная страна», «Солнечный̆ берег», «Юг»).
В 1920-е – 30-е Богаевский продолжал создавать пейзажные композиции, отличающиеся возвышенностью чувства («Крымский пейзаж» (1926, ГРМ). В 1930-е в творчестве Богаевского исторический пейзаж соединился с индустриальным жанром. Художник посещал крупные стройки пятилеток и запечатлевал их в своих «чистых» пейзажах, отмеченных масштабом мысли и монументальностью («Нефтепромыслы», 1931, ГРМ). В конце 1930-х мастер создавал как произведения, являющие собой обобщенные образы природы Крыма («Киммерийский пейзаж» (1940, KGallery), так и редкие в его творчестве изображения среднерусской природы («Окрестности Тарусы», 1940, KGallery).
Выставка продлится до 22 мая.
Строгановский дворец
Санкт-Петербург, Невский пр., 17 rusmuseum.ru
Первый бутик VIVA LA VIKA & CHOUX открылся в Санкт-Петербурге