Телеграммы о любви к жизни и к городу. Спектакль "Вот и ты, а вот и я" в Омском Доме актёра
Рассказываем про постановку актёра Омского академического театра драмы Сергея Оленберга. "Попробуй удивиться обычной вещи - жить по-другому начнёшь". 7 февраля на сцене Омского Дома актёра прошёл показ спектакля "Вот и ты, а вот и я" (16+). Трагикомедия по мотивам пьесы Евгения Гришковца "Записки русского путешественника" в постановке заслуженного артиста России Сергея Оленберга. Мы посетили постановку и пообщались с актёрами. Все полтора часа за действо, разворачивающееся перед зрителями, отвечают два актёра Омской драмы - Сергей Оленберг (он же режиссёр) и Степан Дворянкин. Перед нами два друга. Ни имён, ни об истории их знакомства нам не говорят. Одеты герои максимально просто, а на сцене минимум декораций. Всё это абсолютно неважно, главное здесь - о чём разговаривают персонажи. Друзья делятся переживаниями, вспоминают детство и юность, ссорятся, мирятся и, конечно, спорят о жизни. Они рассказывают о сочинских забегаловках, "разводе" на деньги, трудностях армейской жизни, романтике поездов и о том, как придумали пиво. И вперемешку с этими воспоминаниями, как говорит режиссёр, "посылают зрителю телеграммы", в которых содержатся мысли о любви к родному городу и к жизни. Основные идеи выходят на поверхность благодаря контрасту героев: более старшего товарища, который из-за своего скептицизма нигде не может найти счастье, и молодого "жизнерадостного дурака", для которого свет лампочки и возможность общаться по телефону - это удивительно. И именно в персонаже Степана Дворянкина больше виден Оленберг - автор постановки. - Смысловая нагрузка и основная идея всё-таки доносятся из уст героя Степана. Нигилизм и мизантропия, присущие людям моего возраста, с моей стороны (как режиссёра) подлежат колоссальной критике. Я убеждён в том, что в жизни нужно всегда искать место тому, что поможет тебе удивляться. В ней слишком много интересного, и я целиком и полностью разделяю идеи героя Степана. Стёпа у меня не в первой работе занят, я ему доверяю как партнёру, хорошо его знаю как актёра. Мы с ним оба оканчивали Иркутское театральное училище в разные годы, дышали одним воздухом, пили одну воду ангарскую. Поэтому у нас не было никаких проблем с пониманием, мы с ним говорим на одном языке, - рассказывает актёр и режиссёр Сергей Оленберг. - Сейчас от первоисточника осталось очень мало. Каждый спектакль у нас идёт по-разному, возникают новые ассоциации, новые истории. Всё, что касается армии, железной дороги - на 90 процентов наши со Стёпой воспоминания. Мы оба получаем колоссальное удовольствие от общения со зрителем и друг с другом. Каждый спектакль для нас праздник. Идея постановки родилась чуть больше года назад. Сергей Оленберг подготовил её к своему юбилейному вечеру. Оригинальный текст Евгения Гришковца щедро приправили омским колоритом. В спектакле говорят о студентах-афроамериканцах из танкового училища, о поездке из центра до Нефтяников и задаются вопросом, почему омичи на Красном Пути в полдень на балконе не пьют кофе, настаивая, что наш город достоин любви. Во время спектакля артисты ведут честный и доверительный диалог со зрителями и даже могут поддержать шутку, слетевшую с уст сидящего в зале. Актёр Степан Дворянкин признаётся, что если способ существования на сцене позволяет контакт со зрителем, он обязательно на него пойдёт. - Когда я прочитал "Записки русского путешественника", подумал: господи, это же про меня, про мой родной город, про то, как я живу сейчас. И если Сергея относят к моему персонажу, то я-то как раз часто вливаюсь в его героя. Однако сразу сам себя начинаю убеждать: "Нет, всё познаётся в сравнении", - делится Степан Дворянкин. - Наш театр драмы - достаточно экспериментальная площадка, но здесь я на полную катушку могу выложить именно то, что у меня болит. Это же Дом актёра, это не театр. Здесь выходит актёр, и зрители могут с ним чувствовать себя как дома. Сюжет постановки не ведёт к какой-либо развязке. Зрители просто увидят несколько встреч двух друзей. Однако герои заставят взглянуть на свою реальность иначе - возможно, удивиться пейзажу, который, казалось бы, уже выучил наизусть, или осознать, насколько ценно то, что у тебя всегда под рукой. Кстати, в перерывах между сценами звучат песни Сергея Трофимова. Те, кто слышали только его нетленки "Я знаю точно" и "Город Сочи", удивятся, насколько непохожие на эти композиции у него есть песни. Кроме того, название спектакля также отсылает к строчкам одного из его произведений. Посмотреть спектакль "Вот и ты, а вот и я" можно 21 марта в Омском Доме актёра по адресу: ул. Ленина, 45. Фото: Илья Петров