В московском Манеже воссоздали советский Дом культуры
«Кейтеринг — половина успеха вернисажа», — шутили гости на открытии выставки «Дом культуры СССР» в Манеже. Их угощали орешками со сгущенкой, «Птичьим молоком», пирожными «Картошка» и тарталетками с оливье. Наливали «Буратино» или «Дюшес». Само открытие было похоже на партсобрание: приехали директора музеев, главы Минкульта Ольга Любимова и Депкульта Александр Кибовский. После речей все удалились в зал заседаний, от комментариев многие воздерживались. Зато было больше времени на знакомство с выставкой. Там больше десятка разделов: архитектура, живопись, скульптура, кино, театр, музыка. Все то, что в той или иной степени влияло на советские ДК.
Какие-то направления представили работами разных мастеров, какие-то отдали под творчество одного человека. Например, в фоторазделе — большая галерея советского фотокорреспондента Евгения Халдея, который за свою творческую жизнь сделал много портретов как известных людей, так и самых простых, для которых ДК и создавались. Работы для выставки подбирала его дочь Анна Евгеньевна:
«Все фотографии, конечно, говорят сами за себя: открытость, доброта, солнце, наив. Я сейчас послушала людей — все очень довольны, говорят: «Боже мой, как же хорошо было!» Не только люди моего возраста, но и более молодые постоянно возвращаются к тем временам. Тридцать лет этой нашей новой жизни... Я думаю, мы много потеряли из того, что было хорошего. Молодым это совсем недоступно. Где они могли это увидеть? В разговорах вспоминали: «Вот как мы жили, вот какие у нас праздники [были], как мы общались». Теперь это все можно увидеть. Я думаю, что это было во многом очень хорошее время».
Дух времени передают крохотные экспонаты, например иллюстрации и обложки к детским книгам из собрания Русского музея. А также огромные мозаичные панно Надежды Ходасевич-Леже, величественные скульптуры Матвея Манизера и Эрнста Неизвестного. Я «застряла» в театральном разделе. Конечно, советский театр — очень большая история: целого Манежа не хватит, чтобы все рассказать. Но реперные точки наметили: МХАТ, «Современник», «Ленком», Театр на Таганке; Мейерхольд, Вахтангов, Образцов, Любимов; письма от зрителей; костюмы и декорации к знаковым постановкам. Эту часть экспозиции курирует главный специалист выставочного отдела РОСИЗО кандидат искусствоведения Андрей Райкин. Я пообщалась на открытии с его мамой, театральным критиком и постоянным спикером Business FM Мариной Райкиной:
Марина Райкина театральный критик «Эта выставка передает дух времени. Мне кажется, эта дистанция в 30 лет позволяет оценить с позиции советского искусства то, что происходит сейчас. Не в политике, а в искусстве в том числе. [Выставка позволяет] какие-то вещи понять, какие-то принять, какие-то отвергнуть, развеять мифы и заблуждения. Я очень люблю скульптуру. Мне очень жаль, что здесь работ моего любимого советского скульптора Матвея Манизера, которого называют официозным скульптором, представлено очень мало. Они очень хороши по исполнению, но у него есть такие работы, которые сейчас бы считались авангардными. И мне жаль, что нет его жены Елены Янсон-Манизер, которая, с моей точки зрения, лучший исполнитель, скульптовоплотитель. Она была единственным скульптором, которому живьем позировала Галина Уланова. И она сделала, по-моему, 33 ее скульптуры. Эта выставка очень много корректирует, она была крайне нужна».
Выставка, о которой наверняка будут много спорить люди разных поколений, продлится до 1 апреля, билеты — от 250 до 500 рублей.