Башкирский театр представил оперу-былину Римского-Корсакова "Садко"

"Садко" никогда прежде не было на сцене Башоперы. Спектакль стал не только главным событием 85-го сезона оперного театра в Уфе, но и, пожалуй, самой масштабной работой на всей территории российского музыкального театра. Одновременно на сцене находятся более трех сотен человек - практически полностью задействованы оперная и балетная труппы, оркестр и хор. Постановку в качестве режиссера осуществил знаменитый оперный певец и худрук театра Аскар Абдразаков, за дирижерский пульт встал специально приглашенный из Москвы главный дирижер Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Феликс Коробов, хормейстер - Александр Алексеев, хореографы - Ирина Филиппова и Маргарита Дроздова, художник - Иван Складчиков, создавший около 400 неизменно роскошных костюмов и семь полноценных смен декораций.

Башкирский театр представил оперу-былину Римского-Корсакова "Садко"
© Российская Газета

Для "Садко", которого Римский-Корсаков создавал на основе старинных русских былин, но под впечатлением кругосветного путешествия, откуда вернулся в 1867 году, (а мировая премьера оперы состоялась 30 лет спустя на сцене частной оперы Солодовникова) художники во многом и составили театральную славу. Десятью годами позже спектакль в Большом оформлял Константин Коровин. Декорации для премьеры в Мариинском театре (1901) создавал Аполлинарий Васнецов (брат знаменитого живописца). В частной опере Зимина (1912) "Садко" делали в декорациях Владимира Егорова... В 1920 году Сергей Дягилев задумал постановку "Садко" в лондонском "Ковент-Гардене" в оформлении Николая Рериха, но до премьеры тогда дело не дошло… А сегодня Иван Складчиков в Уфе явно стремиться сохранить эту связь времен.

Постановщики, а вслед за ними и публика, наслаждаются эпическим стилем композитора. И четырехчасовое полотно, отважно практически лишенное купюр, смотрится завораживающе. Все поставлено строго по авторским ремаркам, а одежды будто взяты из гардероба классических былинных героев. К тому же все симфонические сцены оперы - это настоящий оммаж (иногда не без сарказма) русскому классическому балету. Спектакль будто сделан в стиле исторической реконструкции, который очень любим большей частью оперной публики. А сегодня он еще и дарит такую необходимую мечтательную, сказочную атмосферу (при этом философский смысл и социальный подтекст не игнорируются) с надеждой на счастливый финал.

Сегодня в Башкирской опере уже собрана целая коллекция из недавних премьер, сделанная совершенно современными театральными средствами, но эстетически "исповедующая" абсолютный историзм оперного языка. Это "Царская невеста" Римского-Корсакова, "Аттила" Верди, "Дон Кихот" Массне, "Евгений Онегин" Чайковского, а теперь и "Садко".

Именно в таких, претендующих на каноничность спектаклях особого совершенства инстинктивно ждешь в музыке. Оркестр под дирижерским жестом Феликса Коробова звучал живописно под стать декорациям, часто приходя певцам на выручку: собрать ансамбль из десятка (а в репертуарном театре требуется как минимум два состава) высококлассных солистов - задача непростая. К тому же для большинства певцов театра - эта была первая встреча с "Садко", поэтому немудрено, что и многие вокальные работы пока еще выглядят творческим наброском. Но в труппе немало отличных голосов, а правильная выучка и опыт позволят достичь искомого результата.

На премьере же абсолютно заслуженно овации достались исполнителю титульной и титанической партии - тенору Игорю Морозову, специально приглашенному из театра "Геликон-Опера". Красивый, полнозвучный голос, находящейся в моменте перехода от лирического к драматическому, создал мощный и убедительный образ. Не похожий ни на одного выдающегося исполнителя из ряда прежних - Георгий Нэлепп, Владимир Атлантов или Владимир Галузин, но продолжающий их традицию.

Запланировано, что в середине сентября нынешнего года Башкирский театр представит своего "Садко" на сцене Большого театра России.