"Кадриль - это своеобразная школа взаимоотношений". Кадрильный сет - локальный бренд Седельниковского района
Какие танцевальные законы работают в деревнях, как танцевать "денисовскую" кадриль и кто привёз популярный перепляс в Сибирь, - читайте в нашем материале. Богат Сибирский край традициями, обычаями и колоритом. Сколько секретов хранит в себе Омская область и сколько легенд! У каждого района есть свой уникальный локальный бренд. "Полетела птица-синица за тридевять земель, за синее море-окиян, в тридесятое царство, в тридевятое государство" - это народная присказка. Наша птица же устремилась в Седельниковский район, чтобы научиться плясать сибирскую кадриль. Дата образования - 25 мая 1925 года Население - 8509 чел. (2021) География - на северо-востоке Омской области Расстояние от Омска - 293,8 км (в пути 4 часа) Предком самого популярного танца Седельниковского района считается контрданс - народный танец английских крестьян. Затем он превратился в кадриль, салонный французский танец, который путешествовал по салонам многих стран. Сибирская "кадрЕль", "кадрилЯ" сохранилась в Омской области в Седельниковском районе благодаря белорусским переселенцам, называющим себя "самоходами". В 2022 году специалистами Центра народной культуры "Традиции" был запущен проект "Как самоходы Сибирь закадрили". Команда проекта изучает историю бытования кадрилей, обращаясь к различным архивным источникам, проводит полевые исследовательские выходы к старожилам (потомкам самоходов), ведь и сегодня в Седельниковском районе проживают жители, которые либо плясали кадрили сами, либо наблюдали, как их пляшут на вечёрках старшие односельчане. Корреспондент "Омск Здесь" пообщалась с заведующим Центром народной культуры "Традиции" муниципального бюджетного учреждения культуры Седельниковского муниципального района Омской области "Межпоселенческий социальный культурно-досуговый центр "Светоч" Еленой Поплавской и узнала, как самоходы закадрили Сибирь. - Как на сибирскую землю попала кадриль? - Не могу уверенно говорить обо всей Сибири, но в Седельниковском районе кадриль бытовала преимущественно в среде переселенцев из Белоруссии, которые в конце XIX - начале XX века самовольно, без поддержки государства, освоили свободные заиртышские земли, поэтому их называют "самоходами". Согласно "Списку населённых мест Тарского округа на 1926 год" (район был образован путём преобразования Седельниковской укрупнённой волости Тарского уезда Омской губернии - прим. ред.) из 112 деревень Седельниковского района в 51 проживали белорусы (в остальных - русские, украинцы, татары, эстонцы). Таким образом, кадриль пришла к нам вместе с белорусами, как неотъемлемая часть культуры этого народа. - Какие виды кадрили были зафиксированы в Седельниковском районе? - В фольклорно-этнографическом архиве Седельниковского центра народной культуры мы нашли упоминания о кадрилях от жителей 32 деревень, многих деревень уже, конечно, нет на карте района. К счастью, несколько кадрилей ведущим фольклористам и этнографам Омской области удалось зафиксировать. В фольклорно-этнографическом архиве Сибирского культурного центра сегодня хранятся материалы о кадрилях, бытовавших в деревнях Романовка, Саратовка, Денисовка, Короленка, Ельничное, Николаевка, Никифоровка и селе Седельниково. - Как каждый вид получил своё название? - Сегодня мы называем кадрили по тому населённому пункту, где она бытовала или была зафиксирована. Так у нас есть короленская, романовская, ельничанская кадрили и так далее. Не уверена, что раньше жители деревень их так называли. Хотя в беседе Мария Ефимовна Балашенко рассказывала: "У нас в Соловьёвке своя кадриль была, а у них в Щелкановке - своя". Муж Марии Ефимовны - Фёдор Гаврилович Балашенко - из деревни Щелкановка Седельниковского района, где тоже жили белорусы. На вопрос, какую кадриль плясали молодые супруги, ответила: "Раз он в нашу деревню переехал жить, то нашу соловьёвскую и плясал". - Как разучивали танец? Были какие-то пособия? - Вообще, танцы были неотъемлемой частью жизни села. По вечерам народ собирался, чтобы пообщаться, попеть, поплясать. Вечёрки были распространённой формой досуга, как сказали бы мы сегодня. И плясали на вечёрках не только кадрили. Старожилы рассказывают, что плясали "Чижика с поцелуем", "Польку-бабочку" и "Польку дурную", "Краковяк". В прошлом году Вера Емельяновна Сластникова, жительница села Седельниково, уроженка деревни Тунгузы, показала нам, как плясали "Подгорную разбежную", "Польки", "Коробочку", "Яблочко". Мы разучили вместе с Верой Емельяновной эти танцы и теперь пляшем сами. Так же было и раньше. На вечёрках младшие наблюдали за старшими и перенимали. Те, кого в силу возраста ещё не пускали на вечёрки, подглядывали за молодёжью и разучивали танцы с подружками. - Кто плясал кадриль и когда она исполнялась? - Конечно, раньше жили такие же обычные люди, как и мы с вами, не универсальные супергерои. Кому-то было дано особенно хорошо петь, кому-то ткать или вышивать, а кому-то - плясать. Так или иначе, все умеют делать и одно, и другое, и третье, но всегда есть те, кто делает что-то лучше. Так же и с кадрилью. Как рассказывал Анатолий Иванович Сибисов, уроженец деревни Благовещенка: "Иные пляшут и пляшут, а иной как выйдет на круг да как даст! Так и ждёшь в следующий раз: когда он выйдет да какие коленца выдаст". Чаще всего информаторы говорят о том, что кадрили плясали "старшие". Исполнялась кадриль на вечёрке практически всегда. Очень редко старожилы упоминают о вечёрке, не вспомнив о кадрили. Уже позднее кадрили стали включать в репертуар самодеятельных коллективов. - Можете рассказать схему одного из видов танца? Каковы основные его элементы? - Этнохореографы говорят о том, что практически все кадрили, бытовавшие на территории Омской области, имеют общие фигуры: "мешалка", "полусолнце"/"солнце", "тройки", "здоровки" и движения: быстрые повороты в вальсовом положении. Но при всей схожести кадриль каждого села имеет свои особенности. Наиболее известной из седельниковских кадрилей является "Денисовская". Она была зафиксирована раньше остальных в ходе экспедиции 1992 года. "Денисовская" кадриль состоит из пяти колен и исполняется под наигрыш "Камаринский". - Мне кажется, у каждого танца есть своя мысль, какова главная идея в кадрили? - Наверное, можно сказать, что кадриль учит взаимодействию с окружающими людьми. Во-первых, нужно гармонично сосуществовать в танце со своим партнёром. Во-вторых, чётко и слаженно взаимодействовать с другими парами и чужими партнёрами как своего, так и противоположного пола. Всё это нужно делать, соблюдая общие ритм, скорость, настроение и не нарушая фигуры кадрили. В кадрили нужно суметь выразить свою индивидуальность, при этом не выходя за общие рамки, соблюдая границы дозволенного. Кадриль - это своеобразная школа взаимоотношений. Думаю, что кадриль может стать полезным времяпрепровождением, тренингом и этнофитнесом для современных людей. - Что сегодня вспоминают старожилы о кадрили? - Старожилы с огромной теплотой рассказывают про кадрили и про свою пусть непростую, но такую интересную жизнь. И сожалеют о том, что многое осталось только в прошлом. Борисенко Мария Григорьевна (1929 г. р., д. Голубовка. Архив ЦТК 2007 г.): "Ой, вечёрки были очень большие. Играли у субботу и воскресенье, потому что в другие дни работали. Машина кидаеть, а мы день снопы вяжем, а ночь скирдуем. Нам некогда было, на веялках работали, некогда было. В выходной день приходишь, и танцы: "Чижика", "Сатана", "Чижик с поцелуем" - вот ещё и целоваться надо. Но я теперь и забыла, как танцуют. Пришли, гармонисты уже сидят, ну вот и танцы начинаются. Танцы, танцы, танцы, там песен уже не было. Пока все танцы перепляшем, парней много было, гармонисты по очереди играли и потом хлопцы берут девчат по парам и по парам так и плясали. В общем, усё позабывалося уже теперь". - Мода на народный бренд возвращается. Как вы думаете, кадриль "зайдёт" современным массам? - Кадрили стали ключевой темой нашего профессионального существования в последние два года. Сегодня на территории Седельниковского района кадрили являются знакомым и узнаваемым явлением. Кто-то видел танец на сцене, кто-то уже плясал на вечёрке, ну а кому-то ещё предстоит поближе познакомиться с кадрилью. Несмотря на то, что мы проделали немалый объём работы, могу сказать, что это только начало. Планов много, будем их по возможности реализовывать. Наиболее масштабное событие из тех, что мы запланировали на лето 2023 года, - фольклорно-туристический фестиваль "Самоходы". Надеюсь, о нём мы с вами поговорим отдельно. Отмечу, что в Седельниковском районе также сохранилось множество ремёсел. Здесь живут прекрасные мастера: Марина Дроздова вяжет орнаментальные варежки, Александр Рогачёв создаёт уникальные изделия из капа, Фёдор Балашенко плетёт корзины из черёмухи и так далее. В Седельниковском районе записан цикл купальских песен и живёт наследница семейных сказочных традиций Елена Соловьёва. Ну а мы отправляемся дальше. Летит наша птица-синица в Таврический район, чтобы отведать хлеб из фиолетовой пшеницы. Фото предоставлены героиней публикации