"Визуальная декларация действительности": Что делает в центре Санкт-Петербурга шахтерский террикон

В Голубом зале Музея Академии художеств открылась выставка "Донбасс. Индустриальный портрет". В основе экспозиции - работы донецких и луганских художников, а также копии живописных произведений из собрания Донецкого республиканского художественного музея.

"Визуальная декларация действительности": Что делает в центре Санкт-Петербурга шахтерский террикон
© Российская Газета

Выставка стала событием для всех тех, кто в индустриальном пейзаже - со всеми его терриконами, карьерами, домнами - способен увидеть не просто "портрет" места, но и его философское осмысление.

"Любая культура связана с пространством как со средой обитания и проживания человека, и воплощенный в художественных произведениях портрет этого пространства является визуальной декларацией действительности, неким образом-основой, необходимым для формирования концепта памяти", - говорили представители Академии на открытии выставки.

Экспозиция выстроена так, что позволяет увидеть становление изобразительного искусства Донбасса. В 30-40 годы ХХ века сюда направлялись на практику студенты художественных высших учебных заведений. Для большинства начинающих мастеров это стало первым художественным импульсом, который позволил им создать большую серию индустриальных пейзажей Донбасса. Среди этих работ особое место занимают картины Константина Дорохова и Льва Крамаренко.

Вообще, одно из достоинств выставки как раз в том, что кураторам удалось отразить сразу две эпохи - и в развитии художественной школы, и в развитии региона. Из художников советского периода здесь представлены Михаил Чепик, Юрий Зорко, Яков Ромас, Иван Пилипенко, из представителей нового поколения донецкой художественной школы - Александра Илюхина, Елена Мохий, Юлия Трошкина и другие. Возможно, что многим эти имена пока ни о чем не говорят, но их "встреча" в петербургском музее оказывает неоценимую услугу историкам искусств.

"Все это показывает преемственность поколений и актуальность индустриальной тематики вне зависимости от исторического контекста времени, в котором творит художник", - отметили представители ДНР, которые приехали в Петербург.

Любопытно, что за месяц до открытия выставки сотрудники Музея Академии художеств побывали на Донбассе, коллегам из Донецкого художественного музея они передали оборудование, необходимое для сохранности произведений. Напомним, что музей, который находится в центре столицы ДНР, уже несколько раз за последние месяцы был поврежден осколками снарядов. Однако, как видим, обстрелы не мешают сохранять культуру родного края и даже пропагандировать ее в других регионах.

Куратор выставки "Донбасс. Индустриальный портрет", ученый секретарь Донецкого республиканского художественного музея Наталья Юрьевна Воропаева в знак благодарности за плодотворное сотрудничество подарила директору Музея Академии художеств Андрею Мудрову кованую розу - символ Донецка, это работа еще одного современного донбасского мастера Виктора Михалева.

Выставка открыта до 24 февраля.