Родовое древо Сергея Викулова
Чем старше становишься, тем трепетнее относишься к таким понятиям, как "род" и "Родина". Наверное, поэтому из 31 книги поэта-вологжанина Сергея Викулова я выбрала для вдумчивого прочтения и отклика томик стихов и поэм "Родовое древо", вышедшее в издательстве "Современник" в серии Библиотека поэзии "Россия" в 1975 году. Тогда, будучи первокурсницей филфака Вологодского пединститута, я узнала, что есть на Вологодчине такой поэт. Правда, в то время моё сердце целиком принадлежало Николаю Рубцову, и только сейчас, когда грянуло столетие Сергея Викулова, я открыла его для себя заново. Обложка книги стихов "Родовое древо" 1975 г. Фото: booksite.ru Мне приходилось бывать в тех местах, где родился и взрослел поэт. Увидев красоту Белозерского края, знаменитого древней архитектурой и живописью и познакомившись с разножанровым фольклором белозёров, я поняла, откуда у деревенского мальчишки появилось желание сочинять, "как у Пушкина". И ведь у него получилось! Мне импонирует поэтическое кредо Сергея Викулова, в котором он заявляет: "… мне чужда поэзия заумная, я бы сказал – ребусная, формалистическая, прикрывающая своё скудоумие, пустопорожность ложным глубокомыслием, внешним украшательством. Моё кредо: если у тебя есть что сказать, говори ясно, так, чтобы тебя поняли. Слова, даже зарифмованные и ритмически организованные, существуют не для того, чтобы сотрясать воздух, а для того, чтобы передавать мысль. Мысль – главное в поэзии. Причём мысль не шаблонная, не затасканная, а новая, глубокая, общественно значимая, отражающая твоё мировоззрение, без которого вообще поэта быть не может". Сколько у человека может быть матерей? Одна. А у поэта Сергея Викулова их несколько: мать-Природа, мать-женщина, мать-земля, мать-деревня и Родина-мать. Сборник открывается циклом стихов о природе, среди которых – небольшая поэма "Она не скажет…". Моя душа откликнулась на это мудрое, доброе и поэтически прекрасное обращение поэта к человечеству. С. Дурягина. Фото из личного архива писательницы. О люди, мыслю я, у всех у нас Есть мать одна по имени Природа! Поэт призывает человека, которого древний философ Цицерон опрометчиво назвал царём природы, быть самым лучшим из живых существ: Ты – царь природы, так. Но знай: трудней почувствовать себя венцом Природы. Стихотворец пророчествует: Взглянув на то, что смято, сметено В очередном разбое или раже, Не утешай себя, что всё равно Природа никому о том не скажет. Она не скажет, да… Но не простит! И час настанет: лично ли, заочно – Она тебе жестоко отомстит! А не тебе, так сыну. Это точно. Сегодня мы все убеждаемся в правоте Сергея Викулова, ужасаясь природным катаклизмам по всему земному шару. И как никогда актуальны его строки, от которых стынет кровь в жилах: Я говорю: ты болен, шар земной. В твоей коре ракеты, как нарывы. Тебя, не раз крещённого войной, Вновь лихорадят атомные взрывы. Ты плохо спишь – гудят твои бока. И трудно дышишь – копоть в атмосфере. И страшно мне, что этого пока Ещё не осознал ты в полной мере. Основная мысль произведения ясна и неоспорима: любовь к родной природе равноценна любви к Родине. В стихах Викулова нет такого буйства эпитетов, как у его тёзки Сергея Есенина. Чаще всего он использует сравнения и олицетворения, делая заложенную в стихотворение мысль предельно понятной и яркой. Сергей Викулов пользуется словом, словно художник кистью, живописуя неодушевленное творение природы: …ядрёный рыжик, стоя под кустом, росу, как будто в рюмочке подносит… Или глухаря: Чёрный веер хвоста, дуг надбровных рубины, по бокам, словно латы, два сильных крыла, когти, как у орла, клюв почти ястребиный – мать-природа ему всё с избытком дала. И себя поэт ощущает сыном природы, которая приветствует его в момент появления на свет кистью рябины: … "А рябина, В тот день, когда тебя я родила, Была такой краснущей – не сказать! Она росла у самого порога… Ну, батько, чтоб порадовать немного меня, и вздумал кисточку сорвать… Викулов с горечью говорил о беззащитности природы перед человеком в поэме "Она не скажет": Ах, трудно ли, ножом вооружась, раздеть берёзу – тихую простушку, и нацедить прохладной крови кружку, и затоптать её сорочку в грязь? – или стихотворении "Медведь": Сопит в полноздри он… А кто-то украдкою Его обложил и под левой лопаткою Щекочет уже заострённым колом. Как взрыв, разгибает он тело бугристое И в рост, разъярённый, идёт напролом! Но поздно. Грохочут жестокие выстрелы… Не правда ли, последнее напоминает описания страшных уголовных преступлений, совершённых человеком? Фото: АНО "Культурный центр им. С.В. Викулова". Много своих произведений Сергей Викулов посвятил Матери-земле, ибо знал не понаслышке о крестьянском труде всё, глубоко уважал его и свято верил в то, что "Всему начало – плуг и борозда". И в наш двадцатый, наш машинный век всё так же он немыслим, Человек, без приложенья сил своих к земле… Стол есть престол, коль хлеб на том столе! Поэтому "человек из села" так дорог поэту, как подчеркивают стихи "Эта грань": Ни всесильный прогресс – он грядёт! – и ни годы не сотрут эту грань. Человек из села будет вечно общаться с живою природой, на земле – всё на ней же! – справляя дела! Какой же он, "человек из села"? Автор рисует его "по народным мотивам" (цикл стихотворений "Залёточка"), умело используя частушечный мотив, без которого деревня – не деревня: Только выбегу на крылечко, Только встану лицом к полям, и услышу, как по-за речкой заиграет полубаян. И заколет – ах! – как иголкой сердце – станет невмочь ему… Как оно на две части только не расколется – не пойму!... Всё в ней, в музыке этой дикой: песня, пляска… На всё годна! Дикой – верно. Но и великой! Душу выразила она! Тут и труд, и любовь, и ревность, и бабушкины песни, и русские сказки ("бессмертные творенья"), и горечь, от того, что в современной деревне теперь "Не пляшут! Танцы, только танцы!" И поэт возмущён этим: "Да можно ль русских нас представить без русской пляски под гармонь?!" Он приводит самый веский аргумент в пользу пляски: …мы в площадь – в площадь у рейхстага! – вбивали лихо каблуки!.. И помнят недруги – не сказки! – гром той победной русской пляски ясней, чем грохот батарей! И стыдно ему, что на "киргизской дружеской вечёрке", где киргизы пели свои древние песни, он не смог вспомнить старинную русскую песню! А ведь, если вспомнить, как певали в избах! Как певали! Красота!.. Пели так, что аж избу качало! В стихотворении "Она мне матерью была" поэт возражает критику, который считает, "что приходит деревне старой… конец": Да тебе ли понять, тебе ль, что деревня была мне смала та же добрая мама… Мама, очень старенькая теперь. Что она мне, как мать, дала душу, слово, характер, силу. Научила любить Россию и добро отличать от зла. Чтение стихов о военном лихолетье в разделе "Память" далось мне нелегко – часто слёзы застилали глаза. Сергей Викулов сумел подобрать такие слова, такие выразительные средства языка, которые цепляли за душу, вызывая горячее сопереживание. Раздел открывается "Балладой о хлебе". Отступающие с боями солдаты идут среди зерновых полей: Я помню: мы вышли из боя в разгар невесёлой поры, когда, переспевшие, стоя ломались хлеба от жары. С. Викулов создал потрясающий образ хлеба, плачущего по хлеборобу, ушедшему на войну: Ни облачка в небе, ни тучи. Не чая попасть на гумно, слезой из-под брови колючей стекало на землю зерно. А вот стихотворение "Расплата" о пленённых под Сталинградом фашистах. В одной образной строчке – вся боль и ненависть к захватчикам: "Пурга, как возмущённый дух России, плевала им неистово в лицо!" Стихи о Победе писали все поэты – и воевавшие, и не воевавшие на фронтах Великой Отечественной войны. Мы, студенты, учили их каждый год к празднику 9 Мая. Мне запомнились четыре строчки: "На-а-пра-во!" – и с размаху о брусчатку и свастику, и хищного орла. Вот так! России бросили перчатку – Россия ту перчатку подняла! Только читая сборник "Родовое древо", я узнала, что это строки из стихотворения С.Викулова "Парад Победы"! Фото: АНО "Культурный центр им. С.В. Викулова". Наиболее пронзительны его стихи о послевоенной деревне: "Рожденья 1945-го", "Когда сыновья на войне", "Не пришедшим с войны", "Девчата", "Осень в берёзовой роще", "Про бабу Груню"… Стихи Сергея Викулова актуальны и сейчас, в веке XXI-м, когда нам не дают спокойно жить заграничные "друзья", забывшие напрочь все уроки истории. Хочется порекомендовать им для прочтения стихотворение "Россия": Нет, для поборников насилья уроки времени не впрок. Им и теперь ещё Россия – большой и лакомый пирог. Прогуливаясь в отдаленье, они на тот пирог глядят и с откровенным вожделеньем гадают: с чем его едят? И вспоминают напоследок: ломоть, что с краешку лежит, успел куснуть их давний предок и, значит, им принадлежит. Смешны нам эти притязанья… Пусть знает всяк, решаясь в путь: Пирог – Россия, но с глазами, как говорят у нас в Рязани… Попробуй лапу протянуть! И ещё одно стихотворение Сергея Викулова сегодня очень злободневно, оно для Иванов, не помнящих родства. Называется "Перекур". В нём поэт рассказывает о своей беседе с бывшими фронтовиками, и один из них задаёт вопрос поэту: Тут один из вас.. того… – со вздохом начал Клим. – Смотался – ну, епоха! - за границу, мать его растак! Я прошёл войну и знаю: худо – перебежчик… Это ж не в кино! Ты вот и скажи теперь: откуда, из какой губернии иуда, родом? – А тебе не всё равно? – Всё равно? – И Клим прищурил узко левый глаз. – А вдруг он мне родня?! – Сплюнул и добавил зло и грустно: – От его фамилии-то русской Тень-то ведь легла и на меня. Завершающим аккордом книги стала поэма "Окнами на зарю", в которой сконцентрирована вся боль поэта за Россию, за русскую деревню, которую я полностью с ним разделяю: Понимаю, что к старому нету возврата, отзвенели твои бубенцы навсегда деревушка… Но так ли уж ты виновата, чтобы всё зачеркнуть, чем жила ты тогда?! Много дикости было? Да, было. Допустим… Но и всё же, какой бы она ни была, та деревня, понятие гордое: русский! – в полной мере она осознать мне дала! Да, она! Хоть об этом её не просил я. Это после пришло… И когда я кричу, что деревню люблю, – это значит, Россия, я тебе в этом чувстве признаться хочу! Ты иная сегодня. Ты в космос врубилась… Но и громом ракетным встречая свой день, Я хотел бы, Россия, чтоб ты не забыла, что когда-то ты вся началась с деревень! Сергей Викулов – один из немногих поэтов, которые в стихах не просто превозносят деревню, признаваясь ей в любви: Стихи мои о деревне, И радость моя, и боль!.. Не очень-то вы нарядны И – где уж там! – не модны Вы будничны, не парадны… И всё-таки вы нужны! Для поэта важно, чтобы те, кто трудится на земле, кто привык делать свое дело на совесть, воспринимали его творчество как труд, равноценный труду землепашца. Об этом его стихотворение "Труд", где он с гордостью говорит о своём дяде-кузнеце, который не только "отменный коваль", но и любую другую работу на селе выполнит так, "что перед народом не будет стыдно потом". Именно этот человек в письме даёт оценку стихам Викулова: Читаю: "Недавно видел работы твоей стихи. Поскольку племянник пишет – прочёл до последней строчки. Добро поработал, парень, скажу тебе… Молодец!" Держу я пред глазами с каракулями листочки, как будто держу награду… Спасибо тебе, кузнец! Спасибо за то, что труд мой ты, знающий цену пота, ты, ведающий усталость, которая валит с ног, ты, мастер, – горжусь я этим, – без скидок назвал работой, которую тоже трудно, как всякую, делать в срок… …И счастлив я буду, когда смогу сказать о стихах, не прячась: моей работы, смотрите! И глянуть в глаза открыто товарищу и врагу! Книгу Сергея Викулова "Родовое древо" можно назвать квинтэссенцией всей его поэзии, ибо в ней мастерски, красиво и глубоко раскрыты все важные темы, близкие уму и сердцу самого поэта и каждого любящего Россию человека. Первая публикация статьи состоялась в литературном интернет-журнале "Соты" в сентябре 2022 года.