НАЛЬЧИК, 21 января. /ТАСС/. Биеннале современного искусства Кавказа в Нальчике собрала исполненные в разных техниках работы почти 40 художников из регионов Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) и Южного федерального округа (ЮФО), а также из других стран, в том числе США, Турции, Саудовской Аравии. Выставка открылась в павильоне сквера 100-летия Кабардино-Балкарии и продлится в течение месяца.
Как рассказал ТАСС куратор выставки, арт-куратор института развития города "Платформа" Керим Аккизов, выставка резидентов международной биеннале современного искусства Кавказа проходит в Нальчике уже во второй раз. "Подобная биеннале дает шанс объединить талантливых людей, которые нестандартно смотрят на Кавказ. <...> Больше 70% работ - из Северного Кавказа и ЮФО, однако мероприятие международное, поскольку принимают участие и выходцы из СКФО, которые проживают в США, Турции, Саудовской Аравии и в других странах", - рассказал собеседник агентства.
Всего в экспозицию вошли произведения почти 40 художников, работающих в разных направлениях: от живописи и скульптуры до фотографии и стрит-арта. На открытии выставки резидент биеннале, художник из Краснодара Алексей Апиш продемонстрировал технику быстрого рисования и за пять минут создал портрет Валерия Кокова - первого президента Кабардино-Балкарской Республики.
Резидент биеннале из Дагестана - художница, работающая под псевдонимом Аль-Хала, - представила серию женских портретов в виде платков, перетянутых бечевкой. "Автор через платок передает образ разных девушек, в том числе с помощью цвета. А бечевка, использованная художником, говорит о том, что речь идет о кавказских девушках с определенными традициями, которые их сдерживают в определенных рамках", - прокомментировал собеседник агентства.
Метафорическая форма изъяснения - то, что отличает представленные работы, считает Аккизов. "Художники через цвет, формы, материалы передают характер и настроение. <...> Происходит так называемая распаковка сознания через образы, например в работах Адиля Астемирова из Дагестана, его работы наполнены знаками. Если мы вспомним, как выстраивалась логистика горских поселений, если посмотрим сверху на то, какой рисунок создавался на земле, то можем увидеть в работах художников как рисунок превращается в фундамент национальных орнаментов", - пояснил куратор выставки.
Работа самого Аккизова посвящена трагическому периоду в истории - депортации балкарского народа, она создана из 62 тысяч стальных скоб. "Около такого количества людей было депортировано 8 марта 1944 года. Сюжет построен на известной фотографий бабушки и дедушки и их внучки. Я хотел передать то, что думали представители старшего поколения в тот период - их беспокоило будущее следующих поколений, судьба народа. Скобы и по сей день ржавеют - это своего рода метафора, слезы, печаль, которые остались у народа", - пояснил автор работы.
О выставке
На первой подобной биеннале было заявлено около 150 работ, а на вторую поступило уже больше 500 заявок. Предполагается, что дальше выставка отправится в Майкоп и Черкесск. "Надеемся, что маршрут по Северному Кавказу и югу страны продолжится", - добавил Аккизов.
В течение месяца посетители выставки смогут познакомиться с культурным ландшафтом Кавказа через призму современного искусства. Для детей и подростков кураторы подготовили путеводители с загадками, вопросами и пояснениями. В воскресенье, 22 января, состоится творческая встреча с междисциплинарным художником Stam Sahavat из Дагестана.
Организаторами биеннале выступают институт развития города "Платформа" и фонд "Содействия и развития современного искусства Кавказа" при поддержке администрации города Нальчика.