САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 19 января. /ТАСС/. Выставка "Артерии победы", посвященная 80-летию прорыва блокады Ленинграда и началу снабжения города по дороге Шлиссельбург - Поляны, открылась в четверг на территории Музея железных дорог России в Санкт-Петербурге, передает корреспондент ТАСС. В честь открытия экспозиции ветеранам-блокадникам и другим гостям показали иммерсивный спектакль о жизни города и Октябрьской железной дороги в 1940-х.
"Сегодня торжественное и одновременно печальное событие. Мы вспоминаем героический подвиг ленинградцев, подвиг железнодорожников, и, конечно, те очень тяжелые утраты, которые понесли город и страна. Мы говорим слова благодарности блокадникам, тем, кто, будучи в совсем юном возрасте, в неимоверных условиях помогал строить эту "Дорогу победы", Шлиссельбург - Поляны", - сказал на церемонии открытия выставки директор ОАО "РЖД" по коммуникациям Юрий Нагорных.
Он напомнил, что в строительстве 33-километровой "Дороги победы" принимали участие в основном женщины и подростки. В рекордные сроки, менее чем за 20 дней, строителям удалось ввести жизненно важный для города объект в эксплуатацию. Своими воспоминаниями о запуске железнодорожной линии поделилась руководитель общественной организации "Жители блокадного Ленинграда" Елена Тихомирова.
"Надо понимать, что было в городе в этот момент. Как люди ликовали, как у нас появилась надежда, что город будет полностью освобожден. Железная дорога сыграла огромную роль в жизни нашего города", - рассказала Тихомирова.
В основу экспозиции легли паровозы и вагоны времен Великой Отечественной войны, а также образцы формы, награды и личные вещи героев-железнодорожников. Один из центральных элементов выставки - пригородный вагон Ок 3906 1940 года, в котором разместилось тематическое пространство "Ленинградская симфония". Под потолком выставочного ангара, над поездами установлены аэростаты. Для жителей и гостей города выставка будет доступна до июня 2023 года.
"Дорога победы" действовала с 5 февраля 1943 года по 10 марта 1944 года и служила как более эффективная замена "Дороги жизни" для доставки грузов в блокадный Ленинград. Эта временная дорога проходила на некоторых участках в 3-4 км от немецких артиллерийских позиций, за что также получила прозвище "коридор смерти". Она сыграла важную роль в обороне Ленинграда и в полном снятии с города блокады.