В Кремлевском дворце год начинается сказочно

Государственный Кремлевский дворец приготовил подарок для любителей классической хореографии: весь первый месяц года здесь будут идти спектакли театра «Кремлевский балет». В афише — «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» Петра Чайковского, «Баядерка» Людвига Минкуса, «Аленький цветочек» Владимира Купцова и, конечно же, громкая премьера декабря — «Продавец игрушек» Алексея Шелыгина.

В Кремлевском дворце год начинается сказочно
© Парламентская газета

Неожиданный поворот «Лебединого озера»

«Кремлевский балет» предлагает собственные версии классических постановок в авторской редакции художественного руководителя и главного балетмейстера театра, народного артиста России Андрея Петрова. Благодаря оригинальной режиссуре хорошо знакомые балеты обретают более глубокое и современное звучание. Так, «Лебединое озеро», сохранило хореографические фрагменты Льва Иванова, Мариуса Петипа, Александра Горского — знаменитые белые сцены, девушки-лебеди, ставшие едва ли не абсолютным символом классического танца. Но внутренняя логика развития событий совсем иная: режиссер создал драматургически целостное хореографическое полотно, герои которого внутренне эволюционируют, а внешние события перекликаются с их чувствами и внутренними конфликтами. И все это раскрывается через непрерывную танцевальную «кантилену», созвучную самой музыке Чайковского.

Новый подход хореограф-постановщик применил и к сценографии балета. В нем нет привычной бутафории, никто не тянет за веревочку муляжи лебедей, которым предстоит перевоплотиться в девушек. Вместо этого — в глубине сцены сооружен дополнительный зеркальный ярус, и зритель видит отражение появляющихся балерин, их белоснежных пачек, и создается ощущение плывущих по водной глади прекрасных птиц.

Еще один пример авторского прочтения старинного сюжета — «Спящая красавица» Чайковского. Бережно относясь к созданному Мариусом Петипа, Андрей Петров все же развивает устоявшийся сюжет. И вот уже во втором акте возникает видение, посланное принцу Дезире феей Сирени, — этакое предчувствие его встречи с прекрасной Авророй. Эта неожиданная фантасмагория придает действию дополнительную интригу, не нарушая при этом общую стилистику спектакля.

В «Щелкунчике» Чайковского Андрей Петров максимально приблизился к воспроизведению в танце как сюжетной канвы сказочной повести Гофмана, так и наполняющей его философской романтики. В конце у писателя крестный Дроссельмейер приводит в дом к Штальбаумам своего племянника, в котором Мари узнает приснившегося ей принца Щелкунчика и соглашается стать его невестой. Именно в таком ключе разворачиваются события и в спектакле «Кремлевского балета».

Найти сценическое решение, передающее атмосферу чуда, режиссеру помог приглашенный им иллюзионист Игорь Кио, он придумал трюки с огромными подарочными коробками, из которых по воле Дроссельмейера появляются то куклы, то огромная мышь. Сам же чародей-крестный, зайдя в такую коробку, неожиданно оказывается совсем на другом конце сцены, а то и вовсе исчезает бесследно, взмыв вместе с загадочной конструкцией в воздух.

В балете «Аленький цветочек» Андрей Петров выстраивает непрерывное динамичное зрелище, запоминающееся лиричными дуэтами, графически четкими массовыми композициями, а еще — зажигательным юмором, воплощенным в танце, что на балетной сцене встречается нечасто. Хореографическое решение дополнила фантастическая сценография Григория Белова с использованием современных спецэффектов и яркие костюмы художника Ольги Полянской.

«Продавец игрушек» — это неоклассика

Новый балет «Продавец игрушек» приглашает в мир рождественских чудес. Главный герой Николя Берски — игрушечных дел мастер и при этом наследник старинного русского княжеского рода. Оказавшись в России, он переживает множество приключений и встречает свою любовь. Романтическая история, рассказанная на языке неоклассики, фактически представляет собой новый тип танца, в основе которого классическая хореография с ее пальцевой техникой, но в нее вплетены современные бытовые, спортивные движения, элементы из других танцевальных систем. Такой подход позволил балетмейстеру создать образ современного человека с его проблемами и переживаниями.

В постановке тоже много юмора, чего стоит хотя бы образ нелепого экскурсовода в исполнении Алины Каичевой. А танго полицейского майора Березова и знойной медсестры на премьере повергло зрителей в полный восторг и с тех пор стало одной из главных фишек постановки.

Труппа театра «Кремлевский балет» сегодня считается одной из лучших в России. В ее составе звезды: заслуженные артисты России Ирина Аблицова, Екатерина Первушина, Максим Афанасьев, а также Олеся Росланова, Александра Криса, Дарья Бочкова, Даниил Росланов, Михаил Евгенов, Егор Мотузов, Дмитрий Прусаков, Алексей Казанцев. Их профессиональный и вдохновенный танец создает ту ансамблевость, благодаря которой рождается чудо театра.

Все спектакли театра «Кремлевский балет» идут в сопровождении симфонического оркестра радио «Орфей» под управлением заслуженного артиста России Сергея Кондрашева. Его отличает глубокое и насыщенное звучание, что делает каждый спектакль событием вдвойне.