Отчаяние и надежда: В Калининграде стартовала выставка современного искусства
По словам кураторов, выставка, задуманная летом 2022 года, отражает состояние, «когда мы — растерянные, тревожные и травмированные — были одержимы поисками света в сумраке происходящей действительности». В проекте участвуют художники из Калининграда, Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Эпиграфом выставки выбрана работа Каспара Давида Фридриха «Двое мужчин на берегу моря» из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Творчество художника связано с островом Рюген на Балтийском море. Автор передаёт переживание современного человека: вовлечённость в окружающую среду и дистанцию от неё, одиночество и постоянное романтическое стремление к чему-то. Зрителей встречает видеолекция Ильи Доронченкова о работе Каспара Давида Фридриха. Заведующая отделом кино- и медиаискусства ГМИИ Алина Стуликова поделилась информацией, что до сегодняшнего дня у музея не было возможности показать некоторые работы, такие как видеомэппинг Дмитрия Булныгина, а в экспозиции филиала это получилось весьма удачно. ,
— Старт нового пространства совпал с природным переходом из ночи в день. Вчера (22 декабря — ред.) была самая длинная ночь в 2022 году, а сегодня мы открываем выставку, посвящённую свету. «Пульсирующее многоточие» — искренний проект про надежду, про поиск себя и опору. Собрав работы современных художников, мы показываем то, что нас сегодня трогает и волнует, — рассказала руководитель Балтийского филиала Пушкинского музея Елена Цветаева.Арт-группа «Синий суп» из Москвы представила видеоинсталляцию «Аврора». Один из её создателей Даниил Лебедев рассказал, что при просмотре появится одновременно пафосное и романтическое настроение. Балтийский филиал сделал смотровую площадку в виде подиума, чтобы зрители могли полноценно наблюдать за природным явлением – летящей кометой, которая никогда не упадет.Калининградские художники представили медиаинсталляцию «Три точки, три тире, три точки». Она состоит из нескольких элементов, взаимодействующих друг с другом и говорящих на языке разных медиа. В лайтбоксах находятся изображения шести маяков балтийского побережья, к каждому из которых прилагается буклет с фотографиями Александра Матвеева. Визуальные образы дополняет звуковое сопровождение — музыка Евгения Милованова и литературный текст Сергея Михайлова.
— Медиаинсталляция отражает состояние тревоги и неопределённости. Мы хотели показать, что память непостоянна. Маяки пришли на смену звёздам и сигнальным кострам, а теперь сами уходят в прошлое и становятся музейными объектами. Они остаются белёсыми силуэтами в памяти, но продолжают посылать свет, — объяснил поэт Сергей Михайлов.
«Аквариум» — инсталляция, разработанная с помощью технологии видеомэппинга. Она создаёт иллюзию наклонённого аквариума, наполненного рыбой, из которого постепенно убывает вода. По словам Алины Стуликовой, «Аквариум» Дмитрия Булныгина из Новосибирска говорит о цикличности, ценности и хрупкости жизни.
Девушки на берегу моря, повторяющие доведённое до абсурда бытовое действие — видеоработа «На счастье» калининградской арт-группы «Нежные бабы». В контражуре закатного солнца женщины циклично разбивают о камни тарелки, провожая каждую криком.
В отдельном кабинете графического звука представлена коллекция саунд-поэзии калининградского художника и теоретика искусства Дмитрия Булатова – «Территория эха». Здесь собрана коллекция аудио-визуальной поэзии 120 поэтов из 25 стран мира.
,
К выставке относятся ещё две работы, которые находятся за пределами нового пространства. Ленд-арт-инсталляция калининградского геоэколога и экоактивистки Марии Кохановской «Выживание» находится у входа в пространство. В ней задействовано живое растение — колосняк песчаный. Проект фокусируется на идее ценности жизни и значимости природы для выживания человечества в контексте сегодняшних вызовов. Во времена малого ледникового периода колосняк использовался для получения муки и выпекания хлеба. Сегодня же растение помогает человечеству выжить иначе: его высаживают на движущиеся пески — дюны, чтобы закрепить их.Вторая работа — «Восемь склянок» санкт-петербургского художника Бориса Шершенкова. Электроакустическая пьеса работает на кирхе королевы Луизы. Борис перевёл 32 ключевые даты истории Кёнигсберга и Калининграда в «склянки» — получасовые интервалы хода песочных часов, сгруппированные в четырёхчасовой период. Раз в сутки, с 12:30 до 16:00, инсталляция звучит.Выставка «Пульсирующее многоточие» проходит до 19 марта 2023 года. К ней приурочены кураторские экскурсии и встречи с художниками. Также пройдут лекции, детские мастер-классы, кинолекторий, музыкальные вечера и перформансы.
Фото: Александр Матвеев (предоставлены организаторами)