Скульптор Омар Эльдаров: искусство длиною в жизнь
Бакинский ваятель
Работы Омара Эльдарова в Баку можно встретить буквально на каждом шагу. Памятник известной азербайджанской поэтессе XIX века Натаван — в самом центре города, выдающемуся поэту Средневековья Мухаммеду Физули — перед Академическим национальным драматическим театром, драматургу, жертве сталинских репрессий Гусейну Джавиду — в сквере у здания Национальной академии наук Азербайджана, композитору, дирижеру, народному артисту СССР Ниязи, сербскому ученому Николе Тесле… Последняя работа скульптора — памятник выдающемуся певцу Муслиму Магомаеву. Двухметровую фигуру из бронзы установили на бакинском бульваре на берегу Каспия в день 80-летия музыканта — 17 августа 2022 года. У памятника нет постамента: Муслим при жизни был близок к людям, таким остался, покинув этот мир. Магомаев изображен в узнаваемой позе — с широко раскинутыми руками, и, кажется, вот-вот запоет: "О море, море…"
"Муслим по природе своей был очень обаятельным человеком, с которым приятно было общаться. Я хотел передать главные, на мой взгляд, черты его характера: открытость, коммуникабельность, оптимистичность", — делится Омар Эльдаров, который был лично знаком с Магомаевым. Он же является автором надгробного памятника из белого мрамора певцу на Аллее почетного захоронения в Баку.
Пророчество учителя
В центре мастерской скульптора — станок, прикрытый от посторонних глаз полиэтиленом. Под покрывалом — новая работа мастера. О ней он пока не хочет говорить, лишь загадочно улыбается в ответ на расспросы.
Успешную творческую жизнь, рассказывает Омар Гасанович, ему напророчила первый педагог по скульптуре в бакинской студии одаренных детей Анна Ивановна Казарцева. "Мальчик, а ты не хочешь лепить?" — спросила высокая статная женщина у растерянного шестилетнего Омара, который вместе с мамой стоял в коридоре школы. Только что им сообщили, что мальчика не могут принять на отделение живописи, потому что мест уже нет. Возможно, опытному педагогу хотелось просто утешить вконец расстроенного ребенка, а может, наметанный глаз разглядел в нем будущий талант.
"Будешь лепить скульптуры, — продолжала Анна Ивановна. — Созданные тобой памятники будут стоять на площадях, улицах и в скверах, а ты будешь ходить по городу, смотреть на них и гордиться".
"Я на минуту представил себя знаменитым скульптором, любующимся своими работами, и мне это понравилось, — рассказывает Эльдаров. — Так я оказался в классе скульптуры".
По словам мастера, в семье у него "все немножко рисовали", но профессионально этим не занимался никто.
"А меня, видимо, заметив способности, поощряли: покупали альбомы и краски, книги об искусстве, и я увлекся, ушел в это с головой", — вспоминает он.
Город мечты
После студии одаренных детей Омар поступил в художественное училище в Баку, а окончив его в 1945 году — в Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Ленинграде. С этим городом Эльдарова связывают особенные воспоминания.
"Я с детства мечтал попасть в Питер, ведь там учился мой отец, который застал Октябрьскую революцию. Он мне очень много рассказывал об этом городе. Меня привлекало там все — широкие проспекты, Нева, архитектура, памятники. Сойдя с поезда на Московском вокзале, я вышел на Невский проспект, который весь был в лесах — город уже начали восстанавливать после войны, — и сразу увидел вдалеке шпиль Адмиралтейства. Маскировку с него уже сняли, и он блестел под яркими солнечными лучами. Словно завороженный, я пошел в сторону Адмиралтейства", — говорит скульптор.
Годы учебы в Репинском институте пришлись на послеблокадное время. "Было голодно, но я ведь не очень крупный, ел немного, поэтому особо не страдал. Позже открылись коммерческие магазины, и мы покупали там булочки, которые назывались французскими. Их вкус не забылся до сих пор", — вспоминает он.
По его словам, классы и аудитории приходилось отапливать дровами, огонь в печках студенты поддерживали сами по очереди. Но, несмотря на трудности быта, учился увлеченно, так же как и все его однокурсники, большинство из которых были фронтовиками. "Нас, поступивших в институт после окончания школы или художественного училища, было человек пять или шесть", — говорит он. Его учителями были известные скульпторы Александр Матвеев, Михаил Керзин, Вениамин Пинчук, Виктор Синайский. "Это были знаменитости, гениальные преподаватели", — отмечает скульптор.
Наделить пластику содержанием
В одной из статей об Омаре Эльдарове говорилось, что если собрать вместе все фотографии с его произведениями, то получится солидная брошюра. Сам скульптор среди своих работ выделяет памятник азербайджанской поэтессе Натаван. Он был установлен в одной из самых популярных пешеходных зон Баку, недалеко от исторического центра — старой крепости Ичеришехер, в 1960 году.
"Эта работа мне очень близка. Во-первых, потому, что это мое первое монументальное произведение. Во-вторых, эта работа публичная, а публичность очень важна для любого скульптора. Создавая памятник, я старался использовать как можно больше средств выражения, не побоялся сделать скульптуру, если можно так выразиться, "формоемкой". Что называется, расщедрился на детали. Их очень много — складки на одежде и на платке, манжеты-воланы. Мне кажется, что удалось передать человеческую красоту прекрасной поэтессы, ее хрупкость, сохранив в то же время монументальность памятника", — говорит мастер.
Эльдаров — за гармонию передачи внешнего сходства и внутреннего мира героев. "Внешнее сходство важно, ведь внешность — это индивидуальность, неповторимость, эксклюзивность, если хотите, и из этого надо исходить. Но я всегда стараюсь наделить пластику содержанием", — отмечает он.
По словам Эльдарова, идеи работ появляются по-разному.
"Разные бывают обстоятельства. Есть государственные заказы, и тут все большей частью предопределено. Но бывает, что хочется выразить что-то, тема навевается настроением, каким-то событием, философскими размышлениями. Тогда ты сам себе заказчик, выбираешь тему и средства художественного выражения. Например, мне захотелось передать в женских образах четыре времени года — весну, лето, осень и зиму, четыре поры жизни. Работа оказалась в результате очень большой и трудоемкой, потому что я сделал фигуры в натуральную величину, причем в дереве. Четыре деревянные фигуры — четыре ствола: приходилось работать стамесками, которых очень много и у которых разные профили. Дело шло долго, трудно, но я очень увлеченно работал. Сейчас композиция демонстрируется в Национальном музее искусств. А бронзовые копии находятся у меня в мастерской. Самая молодая — весна, она полна жизни, ожиданий, радостно пританцовывает, ей хорошо. А эта сгорбленная фигура — зима, олицетворяющая старость", — рассказывает скульптор.
Больше всего Омар Гасанович, по его собственному признанию, любит работать с глиной. "Считаю, что это божественный материал, недаром ведь говорят, что бог создал человека из глины. Меня очень увлекает дерево, правда, материал довольно сложный в работе, но зато интересно. Бронза очень пластична, хороша тем, что передает твою лепку, мазки", — подчеркнул он.
Среди молодежи
Омар Эльдаров — уже более 20 лет ректор Академии художеств Азербайджана. Административная работа, говорит он, абсолютно не мешает творчеству.
"Наоборот, помогает, — убежден скульптор. — Общаясь со студентами, я получаю творческий заряд, энергию молодости, что держит в тонусе, стимулирует к работе. Это творческие личности, люди из моего мира, у нас общие темы для общения, и это очень интересно".
Несмотря на почтенный возраст, Эльдаров приходит в академию каждый день. Двери его кабинета всегда открыты, преподаватели, студенты идут к нему со своими заботами и проблемами. Он всех внимательно выслушивает, дает совет — кому творческий, кому житейский. Многие, кто лично с ним знаком, отмечают, что от него исходит невероятно позитивная энергия, он жизнерадостен, обаятелен, обладает тонким чувством юмора.
Своих учеников Эльдаров по-настоящему любит и никого не хочет выделять.
"Все они очень способные, талантливые. На мой взгляд, они уже состоялись, преуспели в своем деле. Если она, эта молодежь, не всегда очень видна, то это не из-за отсутствия ярких талантов, а из-за обстоятельств, которые мешают, чтобы творчество того или иного молодого человека стало достоянием публики", — делится скульптор.
По его мнению, для того чтобы молодые скульпторы раскрывались, нужно проводить больше выставок, нужны госзаказы.
На вопрос о планах на будущее мастер задумывается.
"Работать, — говорит он и добавляет шутливо: — Вот дотяну до юбилея, а там видно будет…"
Беседовала Севиндж Абдуллаева