Московскую биеннале перенесли в онлайн-формат

Девятая Московская международная выставка современного искусства заработала на месяц позже и в необычном режиме.

Московскую биеннале перенесли в онлайн-формат
© BFM.RU

Изначально публика готовилась к открытию 7 ноября в Новой Третьяковке. Но за три дня до этого министерство культуры сообщило, что «мероприятие отменено по причине абсолютного несоответствия уровня целого ряда экспонатов статусу избранной для биеннале площадки — государственного музея федерального значения». После этого организаторы проекта перенесли его в онлайн.

Говорит руководитель Московской международной биеннале современного искусства Юлия Музыкантская:

Юлия Музыкантская руководитель Московской международной биеннале современного искусства «Проблемы начались, когда нас не пустили в зал, мы не получали никаких формальных претензий со стороны Третьяковки ни к чему. Единственный экспонат, к которому были претензии неформальные, — инсталляция «Память» Сергея Бугаева. Она посвящена десяткам снесенных в Европе и Украине памятников нашим солдатам, поэтам, писателям. Их смутило, что в визуальном решении есть изображение танков и солдат. Мы отказались что-то менять. Все закончилось тем, чем закончилось, выставка в Третьяковке не открылась. С нашей стороны проблемы не было ни в чем. Почти все экспонаты возвращены художникам, стены, насколько мне известно, разбирают, а мы разбираемся с этой ситуацией. Решили открыть проект виртуально, потому что в течение нескольких месяцев десятки людей, художники и команда, работали над проектом, и мы хотели всем показать результат своей работы, достаточно убедительный. Ну и проект мы просто любим, и другого способа, кроме как сделать это с помощью интернета, у нас просто не было. На сайте выложены все проекты, сохранена логика экспозиции. Живое посещение музея так заменить невозможно, но хоть что-то. Мы все-таки надеемся провести выставку в следующем году. Сейчас ситуация выглядит таким образом, что решение не проводить выставку Третьяковская галерея приняла самостоятельно, и в этом случае логично говорить об ответственности за те или иные решения».

В проекте участвуют 27 авторов. Выставка называется «Стенография чувств». Она разделена на залы — зритель должен пройти от «Напряжения» к «Свету» через разные эмоции, например «Ностальгию», «Удивление», «Веру», «Надежду», «Спокойствие», «Любовь» и другие. Представлены все жанры современного искусства, от классической живописи и паблик-арта до звуковых и световых инсталляций. В их числе — портреты донецких жителей от Анастасии Дейнеки, инсталляция «Память» от Сергея Бугаева, посвященная разрушенным мемориалам воинам-освободителям, и «Надежда» от Татьяны Баданиной: серия белых сорочек с зашитыми в карманах молитвами матерей.

История с неоткрытием выставки удивила все арт-сообщество, говорит основатель академии Op Pop Art, искусствовед, галерист Анастасия Постригай:

Анастасия Постригай основатель академии Op Pop Art, искусствовед, галерист «Сразу же возникает несколько вопросов, почему Татьяна Баданина, которая много лет уже в коллекции Третьяковки, Сергей Бугаев, это настоящий мэтр российского искусства, участники 48-й Венецианской биеннале, Евгения Буравлева, участница прошлой Московской биеннале, и другие очень яркие и известные художники, в этом году не соответствуют уровню Третьяковской галереи. История с закрытием до сих пор окутана тайнами, предположениями, и никто в профессиональном сообществе до конца не понимает, какая была истинная причина закрытия такого большого и громкого события в арт-мире. То, что выставка в итоге перешла в формат онлайна, — логичный шаг, мы уже настолько натренированы подобными форс-мажорными ситуациями за время карантина, что формат онлайн всегда является своеобразным спасением в критических ситуациях. Экспозиция очень хорошая, очень обидно, что нет возможности посмотреть это все в выставочном пространстве, потому что там большое количество инсталляций, которые в виртуальном пространстве выглядят не так выигрышно и не так доступно для восприятия. Все арт-сообщество замерло в ожидании, что последует за этим кейсом с закрытием Московской биеннале. Для арт-сообщества, которое работает с государственными структурами, это определенный вызов, потому что нужно теперь по особенному фильтровать тот контент, который будет выставляться. Мы понимаем, что теперь есть своеобразная цензура, нужно понимать, каких художников можно показывать, каких нельзя, чтобы ни в коем случае не рисковать и не подвергать опасности те проекты, в которые вкладываются время, деньги и все внутренние ресурсы».

Московская биеннале современного искусства проходит в Москве с 2005 года. Она проводится каждые два года. Исключением стал 2021 год, когда мероприятие не состоялось из-за ковида.

Произошедшие события не повлияют на десятую, юбилейную Биеннале искусств, подготовка к проведению которой начнется уже через несколько месяцев, сообщили организаторы.