Зеленский хочет запретить Украинскую православную церковь Московского патриархата
Обновлено 3 декабря в 11:09
Пока о передаче Киево-Печерской лавры от РПЦ к Православной церкви Украины речи не идет. Министр культуры Украины Александр Ткаченко пояснил, что идет процесс регистрации юридического лица в монастыре на территории заповедника «Киево-Печерская лавра», который до сих пор находится в пользовании ПЦУ. Просто меняется название и уточняется адрес. Это не создает новых имущественных прав. В Русской православной церкви тоже отметили, что пока регистрация лавры не отменена.
В некоторых украинских СМИ появились сообщения о том, что Киево-Печерская лавра была передана Украинской православной церкви — Православной церкви Украины. И что сведения об этом были внесены в пятницу в государственный реестр. Как именно такая внушительная собственность была переписана за один день без судебного решения, не уточняется.
Президент Украины Зеленский ранее дал поручение правительству внести на рассмотрение Верховной рады законопроект о невозможности деятельности в стране религиозных организаций, «аффилированных с центрами влияния в РФ». Это произошло после того, как Служба безопасности Украины провела обыски в ряде приходов и монастырей Житомирской, Ровненской и Закарпатской областей. Как может развиваться эта ситуация?
Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» не имеет такого понятия, как «патриархат» и «церковь». Он оперирует понятиями «религиозные общины», «монастыри», «религиозные братства». То есть, как многие другие похожие законы, относится к приходам как к другим общественным организациям, только с религиозным уклоном. То есть для светской власти юридически такой единой организации, как «Украинская православная церковь», не существует. Для ее ликвидации придется проводить тысячи судов — по поводу каждого отдельного прихода. Причем каждый раз аргументировать требование о ликвидации. Иначе у Украины есть риск нарваться на многочисленные иски, например в ЕСПЧ — за преследование на религиозной почве, — и, с огромной долей вероятности, суды эти проиграть. Поэтому не исключено, что центральная власть применит иную тактику, считает профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр Дворкин:
Александр Дворкин профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Возможно, это все будет отдано на откуп местным властям. Вот как во Львове запретили УПЦ, пытались то же самое сделать в Одессе, но в Одессе не получилось — депутаты не проголосовали. Тут один из вариантов, к которому они могут прибегнуть, — местные власти действуют, если что, на них можно будет свалить и сказать, что это вот они так поступили незаконно. Ситуация — «война все спишет», поэтому ожидать можно чего угодно. Юридически это совершенно неподъемная дилемма».
Ранее в этом году Украинская православная церковь объявила о разрыве с Московским патриархатом. Последний отреагировал на это сообщение достаточно сдержанно. Видимо, понимая, каковы сейчас настроения большинства украинских верующих. Комментирует прихожанка УПЦ в городе Николаеве Татьяна:
«Мне, конечно, привычнее молитвы слушать на русском языке и молиться на русском языке. Было. Но сейчас я лично могу послушать молитвы и на украинской мове. Потому что сути веры самого человека это совершенно не меняет. Правильнее всего будет, чтобы в Украине осталось все украинское и только украинское, и церковь в том числе».
С церковной точки зрения ранее сделанное заявление УПЦ о независимости от Московской патриархии не имеет никакой силы, точно так же, как с юридической — попытки украинских властей ее ликвидировать. Самое прискорбное, что в этой ситуации и иерархи, и политики забывают мнение именно тех, из кого церковь состоит, — простых прихожан, считает церковный ученый, протодиакон Андрей Кураев:
Андрей Кураев церковный ученый, протодиакон «Есть письмо, которое написал куда-то в правительство митрополит киевский Онуфрий, доказывая, что на самом деле он очень независим. Это ложный шаг. Так это в истории церкви не делается. Если ты независим, напиши об этом всем остальным патриархам, то есть протокол здесь таков. Официальный православный мир говорит: а нам ничего не приходило из Киева. Онуфрий этого не сделал и вот теперь огребает за это. Вторая проблема — это проблема Московской патриархии. Последний шанс проявить какую-то элементарную пасторскую человечность — признать и объявить: «Да-да, это не мое, не трогайте их». Это уже ситуация совершенно библейская. Все мы знаем притчу про царя Соломона, когда две женщины спорили, чей ребенок, и он приказал: «Ну, да, хорошо, давайте его пополам. Разрубите его. Та, которая была притворной матерью, активно поддержала эту идею».
Business FM попыталась получить комментарий по поводу происходящего у представителей Московской патриархии. Но там заявили, что ответственный за украинское направление зампредседателя синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ сейчас в отпуске. Однако ближе к концу дня на лентах информагентств заявление все же появилось. «Руководство Украины готово действовать против собственного населения, причем его самой беззащитной и безответной части — верующих и духовенства крупнейшей и единственной канонической православной церкви на Украине», — гласит оно.