МОСКВА, 30 ноября. /ТАСС/. Государственный академический Большой театр России (ГАБТ) после долгого перерыва возвращает в репертуар "Шопениану" в хореографии Михаила Фокина и Большое классическое па из балета "Пахита" в хореографии Мариуса Петипа. Премьера возобновленных одноактных балетов, объединенных в одну программу, состоится в среду на Исторической сцене ГАБТ.
"Нам не хватало подобного вечера. И наконец у нас он есть, чему я безумно рад. Этот вечер на самом деле дает колоссальную возможность для молодого поколения идти вперед. В чем вообще сила всех классических произведений? Банально будет звучать, но ценность-то не меняется все равно - это источник эмоций и впечатлений, но самое главное - это те работы, которые нам дают возможность идти вперед", - сказал журналистам перед премьерой художественный руководитель балетной труппы ГАБТ Махар Вазиев.
Объединенные в одну программу, постановки станут первой балетной премьерой ГАБТ 247-го сезона.
Для восстановления "Шопенианы" на музыку Фридерика Шопена были приглашены народные артисты РФ, балетмейстеры, педагоги Наталья Большакова и Вадим Гуляев - в прошлом танцовщики Кировского (Мариинского) театра. А Гран па из "Пахиты" (музыка Людвига Минкуса) согласился воссоздать заслуженный артист России, хореограф-постановщик Юрий Бурлака, который еще в 2008 году выступил автором восстановления этого балета в Большом театре.
Художник по возобновлению обоих балетов Альона Пикалова сообщила, что в музее Большого театра был найден эскиз сценографа Владимира Дмитриева, который датируется 1946 годом и подписан как эскиз к балету "Шопениана". "Мы разбирали старые декорации и нашли подлинные декорации художника Дмитриева к "Пиковой даме", которую он ставил в Большом театре два раза. И дважды он использовал одну и ту же декорационную обрамляющую рамку из черного бархата, которая сохранилась с тех пор", - сказала Пикалова, добавив, что найденная рамка была отреставрирована и теперь используется в постановке.
О "Шопениане"
В Большом "Шопениана" впервые была поставлена в 1932 году. Затем балет несколько раз возобновлялся. В этом сезоне он возвращается на сцену после десятилетнего перерыва. Прообразом "Шопенианы" стали пять коротких вариаций на музыку Шопена, поставленные Михаилом Фокиным в 1906 году для благотворительного спектакля. Первая версия не имела ничего общего с нынешней. В 1908-1909 годах появилась "Шопениана", в которой Фокин отказался от идеи разобщенных сюжетных танцев к пьесам Шопена и создал стилистически единую композицию. В спектакле в разные годы танцевали Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Галина Уланова.
Вадим Гуляев и Наталья Большакова, ставшие балетмейстерами восстановления 2022 года, назвали "Шопениану" школой для артистов балета. "Это школа для балерин и танцовщиков, окно, вернее, дверь", - сказал журналистам Гуляев. Балетмейстеры отметили, что им легко работалось с труппой Большого театра. "Я в восторге, особенно от кордебалета: с каким желанием они это делают, с каким вниманием", - оценил Гуляев.
Занятая в "Шопениане" Евгения Образцова рассказала, что этот балет требует серьезной проработки, чтобы на спектакле уже как результат появилась "невесомость и легкость". "В этом спектакле не должно быть видно техники. Здесь она скрыта и преподнесена как часть этой истории, часть этого стиля", - пояснила балерина. А премьер Большого Артем Овчаренко признался, что рад возвращению балета на сцену ГАБТ. "Я рад, что вернулся такой прекрасный спектакль, так как это академизм, так как это классическое полотно, которое, как мне кажется, нужно сохранять. У меня задача как у артиста как раз сделать этот спектакль, созвучным сегодняшнему дню, чтобы мой танец был современным. Но при этом нельзя разрушать стиль, легкость, фокинскую мысль", - убежден танцовщик.
Главные партии в "Шопениане" репетируют Мария Виноградова, Арина Денисова, Елизавета Кокорева, Екатерина Крысанова, Кристина Кретова, Анна Никулина, Евгения Образцова, Элеонора Севенард, Анастасия Сташкевич, Вячеслав Лопатин, Артем Овчаренко, Дмитрий Смилевски, Марк Чино и другие.
О "Пахите"
Большое классическое па из балета "Пахита" Юрий Бурлака восстановил, изучив архивные материалы библиотеки Гарвардского университета, где хранятся записи танца, произведенные когда-то Николаем Сергеевым. А впервые оно было поставлено Мариусом Петипа в 1881 году в качестве дополнительной сцены к постановке "Пахиты" 1847 года в Мариинском театре. В Большом театре "Пахита" была впервые поставлена Петипа в 1848 году.
"Пахита" - это трехактный балет. Большой театр представляет лишь часть этого спектакля, хотя большую и значимую, ведь Гран па - это практически весь третий акт балета", - сказал журналистам Бурлака. Он добавил, что по сравнению с его версией 2008 года нынешняя - более расширенная. По словам балетмейстера, нынешний спектакль основан на версии 1881 года, которая была зафиксирована в начале XX века Николаем Сергеевым.
Балерина Алена Ковалева в свою очередь сообщила, что при подготовке этого балета также изучала архивные записи. "Когда готовишь новую партию, обращаешься к записям представителей предыдущих эпох. Это всегда очень интересный процесс поиска, наблюдения, подбора каких-то поз, положений, нюансов, которые ближе именно тебе", - отметила она.
А в завершении Юрий Бурлака признался, что для него Большое классичеcкое па - "это парад высшего мастерства балерин и танцовщиков, которые являются "визитными карточками" великого Большого театра".
Главные партии в Гран па репетируют Анна Никулина, Элеонора Севенард, Алена Ковалева, Екатерина Крысанова, Кристина Кретова, Артемий Беляков, Дмитрий Выскубенко, Егор Геращенко, Артем Овчаренко, Владислав Лантратов, Денис Родькин и другие.
Дирижер-постановщик программы - Павел Клиничев. Премьерные показы пройдут 30 ноября, 1, 2, 3, 4 декабря на Исторической сцене ГАБТ.