Мы пойдём своим путём и в оперетте, и в мюзикле
По традиции ежегодно финалом фестиваля "Видеть музыку" становится Конференция Ассоциации музыкальных театров, которая на несколько дней объединяет в Москве директоров и режиссёров многих региональных и столичных музыкальных театров. В этом году важнейшим вопросом, который обсуждался на диспутах и семинарах конференции была преемственность между традициями и будущим, между нынешним поколением служителей театра и новыми кадрами. Помимо практических проектов, например, Лаборатории композиторов, куратор которой, Председатель Свердловского Союза композиторов, художественный руководитель Передвижного камерного музыкального театра "Живой театр" Александр Пантыкин представил театральным руководителям несколько интереснейших проектов современных авторов, также в рамках Конференции важное место занимали дискуссии о перспективах молодых постановщиков. Музыкальные театры считаются самым стабильным оплотом традиций в сценическом искусстве. Опера и балет – самые академичные жанры, не особо поддающиеся новшествам. Однако, еще во времена реформаторов мирового театра появились первые неформальные, режиссёрские трактовки традиционных опер. Например, Станиславский оформлял сценографию "Богемы" Пуччини в стиле НЭПа, актуализацию спектакля в еще большей мере сложно представить! Сегодня не возникает сомнений, что самые передовые идеи современного театра родились ещё при Станиславском и Немировиче-Данченко. Многие принципы, которые сегодня считаются радикальными, зародились в первой половине ХХ века. Режиссёрский современный театр рождался 100 лет назад и витал в воздухе всё это время. В итоге, утверждения консерваторов о необходимости следования традициям разбиваются о сами эти традиции, об историю российского и мирового репертуарного театра, созданного Станиславским и Немировичем-Данченко, самыми яркими достижениями которых становились ничуть не академические, а самые революционные опыты в режиссуре. Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку" В представительском диспуте о новаторстве и традициях музыкального театра приводили интереснейшие примеры Генеральный директор Большого театра Владимир Урин, главный режиссёр МАМТ им.Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель, руководитель отдела планирования Большого театра Ирина Черномурова, директор Новосибирского музыкального театра Леонид Кипнис, театроведы Григорий Спектор, Александр Колесников, Сергей Коробков, президент Ассоциации музыкальных театров Георгий Исаакян… Обсуждая многие постановки фестиваля "Видеть музыку" и текущего репертуара театров, сформировалось понимание, что, конечно, степень революционности и традиционности в театре обоснована социально-культурным контекстом. Театр всегда вслушивался в жизнь. Театр – это слепок социума, линза, отражающая все пороки и достоинства эпохи. А важнейшим фактором прогресса является поиск молодых творческих сил. И в области молодых кадров в режиссуре наметилась интересная тенденция. Сегодня среди студентов-режиссёров стало гораздо больше представителей женского пола. Во многом это – отражение общих процессов приобщения слабого пола ко многим, считающимся ранее чисто мужскими, профессиям. Больше специалистов прекрасного пола становится и среди художников-оформителей, а в этой специализации на пополнение рядов сценографом во многом влияют технологии. О новых digital технологиях в оперном театре провела интереснейший семинар директор и генеральный продюсер фестиваля "Digital opera" Надежда Абрамова. Все чаще в академическом театре полноценным ингридиентом спектаклей становится видео-арт. В классических постановках вместо живописных декораций всё чаще используются видео инсталляции. Но для создания органичного, стильного, отвечающего эстетике того или иного музыкального спектакля видео-арта требуются специалисты, которых катастрофически не хватает. Подготовка специалистов в области такого оформления сцены проводится на фестивале "Digital opera". Глава фестиваля Надежда Абрамова продемонстрировала некоторые примеры наиболее передовых разработок в области digital сценографии и рассказала, как фестиваль вдохновляет молодых специалистов разных специальностей на реализацию себя в области видео-арта. Отечественный театр обладает эффективной школой театральных художников, постановщиков, сценографов. Однако, далеко не все они владеют техниками компьютерного дизайна. А с другой стороны существует немало специалистов в области digital технологий, однако их знаний и опыта не хватает для разработки концепции оформления спектакля, они владеют только технологиями такого оформления. Фестиваль "Digital opera" формирует творческие тандемы таких специалистов: театральных сценографов и художников с одной стороны и компьютерных дизайнеров – с другой. В результате образуются команды, которые потом вполне успешно продолжают функционировать в разных театрах и в разных проектах. Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку" Значительное место занимает видео-арт и в новых просветительских программах Благотворительного фонда "Илзе Лиепа". Например, в гала-концерте, завершающем фестиваль-конкурс детского и юношеского танца "Весна священная", типично бродвейское сочетание беспроигрышной опоры на классику литературы сочетается с ярким, эффектным видео оформлением. Визуальные эффекты, пришедшие из массовой культуры, значительно способствуют популяризации не самого доступного для широкой аудитории балетного искусства. Сегодня видео инсталляции – это огромная индустрия, и необходимо, чтобы часть этой индустрии была обращена к музыкальному театру, в этом направлении еще очень много не освоено и существует множество перспектив. А для молодёжной аудитории использование digital технологий в традиционном театре – это прорыв, во многих спектаклях яркий визуальный контент добавляет для неофитов художественного смысла, "припёка", подчёркивает подтексты произведения, и, в конечном счёте, делает кажущиеся недоступными оперы и драмы ближе и понятнее. Для молодого зрителя видео-арт – это актуализация оперного и музыкального театра. И это важный процесс глобального обновления театральных традиций. Привлекая новые технологии в сценографию, театр открывает театральные миры для молодёжи, а digital подкованная молодёжь открывает театральным специалистам новые перспективы в актуализации музыкального театра. Итогом Конференции Ассоциации музыкальных театров стал круглый стол критиков, который подвёл итоги VII фестиваля "Видеть музыку". Этот фестиваль – детище Ассоциации, и обсуждение фестивальных программ продолжило споры о важнейших тенденциях и перспективах отечественного музыкального театра. Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку" Подытоживая оперную афишу фестиваля, Мария Бабалова высоко оценила практически все оперные постановки фестиваля, особенно отметив заметный творческий рост Самарского оперного театра и волгоградской "Царицынской оперы". Актуальность классики подчёркивали полные зале на операх Верди, Чайковского, Пуччини. Очень яркая, черно-белая, готическая постановка оперы Чайковского однозначно понравилась молодёжной аудитории. Не менее восторженно встречала московская публика и спектакли театра "Санктъ-Петербургъ опера": красивые и уверенно исполненные "Черевички" Чайковского и "Норма" Беллини также входят в оперную классику, но их нигде не услышишь в Москве, поэтому залы были полны. А о разнообразии стилей в оперном театре свидетельствовал интереснейший спектакль Театра имени Наталии Сац "Любовь к трём цукербринам" на музыку молодого композитора Константина Комольцева. Эта работа своей революционностью, провокативностью стала привлекательна для молодёжи отнюдь не меньше, чем классика. В балетной афише классический "Дон Кихот" Театра оперы и балета Республики КОМИ под руководством балетмейстера Андрея Меркурьева разбил существующее клише, что региональным театрам не стоит показывать в столице классику. "Дон Жуан" из КОМИ был очень зрелищный, красивый спектакль с прекрасными солистами Романом Мироновым и Анной Ткаченко, что подчеркнул балетный критик Павел Ященко. Он отметил одноактные балеты "Шахерезада" и "Жар-Птица" – реконструкции Андриса Лиепы прекрасных постановок труппы Сергея Дягилева "Русские сезоны" с восхитительными декорациями Льва Бакста и Александра Головина, которые были приурочены 150-летию со дня рождения знаменитого импрессарио. Также очень зрелищны костюмные балеты "Спартак" и "Золушка" Московского балета Н.Касаткиной и В.Василёва. Открытием стал детский спектакль балетной труппы "Щелкунчик" из Екатеринбурга. Действие сказки "Царевна-лягцшка" с тонким юмором очень органично перенесёно в современность, но это отнюдь не лишает спектакль некоего волшебного очарования, которое ощущается всеми зрителями. В итоге и дети, и родители в восторге. Первые – от нескучно рассказанной сказки, вторые – что смогли найти возможность приобщить ребёнка к такому непростому для детского восприятия жанру, как балет. А показанный на Новой сцене Большого театра балет "Пер Гюнт" в постановке Донецкого оперного театра стал потрясающе красивым спектаклем, постановленным Вадимом Писаревым, который развернул насыщенное разножанровыми танцами балетное действо по нарастающей, к впечатляющей кульминации. Завлит театра Московская оперетта Алла Туева анализировала возможности "осовременивания", актуализации оперетты, без которых дальнейшее существование этого жанра практически невозможно. Поэтому сегодня спектакли этого жанра часто ставятся как мюзиклы. Представленные на фестивале "Три мушкетера", "Анатомия любви" – это любимые старшим поколением оперетты, к тому же имеющие значительный бэк-граунд в виде эстафеты от фильмов на театральные сцены. А вот драматические исторические сюжеты словно предназначены стать основой мюзиклов, как в исполненных на фестивале спектаклях "Декабристы" и "Мата Хари". Интерес публики, особенно молодёжной, обеспечен и в случае опоры на известный литературный первоисточник, как в представленном на фестивале мюзикле "Дубровский". Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку" Выбор литературного первоисточника одинаково важен и для оперетты, и для мюзикла. Но оперетта – это всегда комедия, завершающаяся хэппи эндом. А мюзикл – это драма, что, разумеется, накладывает отпечаток на драматургию, делает её более рельефной, а спектакль в целом – масштабнее. Поэтому создателям либретто для мюзиклов стоит больше обращаться к русской классике. Весь Пушкин, весь Островский – это основы для мюзиклов. О том, что типы жанров в музыкальном театре сильно смешаны и перепутаны завершил дискуссию крупнейший специалист в области музыкального театра, драматург, театровед, профессор ГИТИС Григорий Спектор. И привёл в пример спектакль "Моя прекрасная леди", который сегодня называют мюзиклом, однако, автор музыки Фредерик Лоу назвал свою партитуру "музыкальная комедия". И большинство сегодняшних спектаклей – это "СМС", что расшифровывается как современный музыкальный спектакль. Именно это ставится в отечественных театрах. Наши режиссёры никогда не поставят современный бродвейский мюзикл, наши артисты никогда не станцуют как афроамериканцы. У нас свой путь, и мы должны ставить свои оригинальные спектакли. Только идя по своему собственному пути, отечественный музыкальный театр останется актуальным и привлекательным всегда.