"Во мне огонь", - поэт Иван Грязнов о жгучей силе поэзии
Сегодня в проекте #встречисавтором поэт Иван Грязнов . Поэзия пришла в его жизнь как способ избыть свои чувства, когда ему было 14 лет. Сейчас, кроме поэтического творчества, он увлекается театром и спортом. В интервью "Омск Здесь" Иван рассказал, что для него важно в стихах, почему его тексты носят латинские названия и каким он представляет счастье. - Что подтолкнуло тебя к выражению чувств через поэзию? - Тяжбы и чувства, которые не с кем было обсудить. Дело в том, что написание стихов - это своего рода обряд со своим внутренним голосом. Ты находишь ответы на измучившие душу вопросы, отвечаешь ясностью и чёткостью на собственное волнение и переживание. И в тот момент, когда мои стихи отвечали волнением, переживаниями не только в моей голове - я полюбил поэзию, я полюбил писать. Потому что чувствовал свою беспомощность перед желанием помочь и поделиться прожитым, нажитым. - Каким был твой первый текст? - Он был полон глубины, которую я смог постичь только спустя время. Помню, как целую ночь я плакал (в буквальном смысле) и писал звенящие и постепенно возникающие в голове слова в блокнот. Помню, как слезы размывали чернила ручки и как я измученно искал слова. Я был вдохновлён искренностью, преисполнен желанием говорить. Я обращался постоянно к словарю, чтобы выверить каждое слово, чтобы выразить внутреннее. И на следующий день я принёс в школу этот стих, хотел поделиться этим, хоть и волновался жутко. Учительница русского языка, сказала, что не поняла ни строчки. У меня до сих пор сохранился этот стих. Созерцаю людей, бросив их в пропасть, убиваю виновных, прислоняя к сердцу. Не разделяю почесть и горесть, ведь вся моя жизнь будет не к спеху. Валы страсти, любви и влечения будут гвенной висеть над глазницей. Вера внутренне жжет мое кредо. В копоти этой легко утопиться. Эго смотрит глазами в небо, но цепь превенцией держит у клетки. Стены становятся все плотнее. Ор туманит мои красные веки. Старался в зеркале убить горе. Выйти оттуда, где я потерялся. В стене представлял кристальное море. В поту ежедневно через час просыпался. Пил кофе, пытался опомниться. Бросал дело, ещё не начатое. Злость, ненависть, горечь запомнится, а меня вы забудете завтра же. - Что для тебя важно в стихах? - Слог, тембр слов, их звучание. Для меня примером всегда был Бродский. Его красноречие, плавучесть текста и смысл, который он выражает, - это апофеоз того, как выглядят стихи в звучании. И, самое важное, это чувства, смысл, возложенный перед словом. Умение выразить что-то сложнее простым языком, умение копать через образы глубже - это искусство. Есть ещё много того, что меня восхищает в поэзии, в её изобилии и разнообразии, но, наверное, это основные моменты, которые вызывают у меня ассоциации со словом "важно". - Твои тексты полны нежности, но при этом в них - на контрасте - и много образов стихий, дикой природы, сравнений с дикими животными, иногда чувствуется вселенский холод и планетарные масштабы. Откуда эти образы в тебе? Какой из них самый близкий тебе и почему? - Честно скажу, что и сам не знаю. Так работает моё ассоциативное мышление, так работает моя голова. Не скажу, что вижу в простоте что-то вселенское или наоборот. Мои мысли иногда складываются в картину, которую я описываю. Или я говорю от души и нахожу искомое в образах, всплывающих, подобно поплавкам. Вот вы, когда прикасаетесь к человеку, от которого замирает дыхание, о чём думаете? А что думает тот человек, которого вы касаетесь? Мир полон чувств и вещей, которые нам не получится понять. Лишь образы и сравнения могут поделиться теми эмоциями и чувствами, которые ты испытываешь глубоко внутри себя. Каждая наша эмоция подобна, но при этом она неоспорима и уникальна в своём роде. В ней целый мир. Во мне много противоречий, как и в любом из нас. Это прекрасно. Мой образ не един. Это могут быть и розы с камнями, которые я нашёл в баночке, может быть сумасшедшая вьюга с тёплым умиротворенным камином. Я живу противоречиями и тем, что не должно столкнуться друг с другом. Потому что я так чувствую жизнь. - Какие культурные явления (книги, музыка, живопись, кино) вскормили тебя и сформировали эстетическое чувство? - Несомненно, это литература. Классическая, вековая. Таривердиев очень сильно повлиял на моё восприятие прекрасного. Его композиция "Я такое дерево" на стихи Григория Поженяна очень сильно отозвалась во мне в своё время. Бродский. Я слушаю очень много классической музыки в исполнении молодых авторов, также музыку в жанре ambient или классический инструментал. Из кино могу выделить яркие и популярные драматичные картины, такие как "В погоне за счастьем", "Мальчик в полосатой рубашке" и многое другое. Об этом можно отдельно говорить и, мне кажется, что очень долго. - У многих стихотворений латинские названия? Почему? - Я по профессии ветеринар. Так сложилась жизнь. Хотя сам чувствую, что больше к публике, больше к театру. Но знание латыни, которую мы учили в институте, помогает мне лаконично давать окрас стихотворению. У меня был блок о любви, который я хотел закончить. Он весь на латыни. - Ты сказал, что очень посредственно относишься к своему поэтическому таланту. Как думаешь, может ли иссякнуть творческий заряд, если его не подпитывать писательской практикой и упорным трудом в этой области? - Да, определённо. Талант - это малая часть того, что дано человеку. Нужно развивать его, отдавать ему силы и время, иначе никак. Я виню себя за то, как мало могу отдать своему таланту. Со временем, а у меня были долгие паузы, ты снова почти что заново начинаешь ходить, когда другие научились летать. - На каком месте в твоей жизни расположилась поэзия? - Можно сказать, что в первой тройке. Это мой сеанс, моё нутро, которое я воспитываю. Это часть меня, которую я не смогу уже искоренить или убрать. Единственное, чего теперь хочется, - это развиваться. - Когда я читала твои стихи, у меня сложилось впечатление, что ты печальный человек. Так ли это? - Кто меня знает, никогда не скажет, что я печальный. Я очень жизнерадостный, искренний и добрый человек, который поможет всем, чем только можно. Во мне огонь, который я провожу по пути своей жизни и зажигаю другие огни. В этом весь я, в этом всё моё естество. А переживания, личные тяготы идут в письмо. Так проще, так легче. - Каким представляешь себе счастье? - У счастья нет определённой концепции, внешнего вида или конкретной вещи. Это твоё собственное состояние, состояние твоего внутреннего "Я". Нужно быть полноценным, чтобы быть счастливым. А это колоссальный труд. Но, если всё же нужно отвечать конкретно, то скажу, что в семье. В тёплой, большой и уютной семье. Также в реализации себя, в выполненных целях, в исполнении мечт. - Как бы ты напутствовал ребят, которые только начинают писать стихи и выражать свои чувства с помощью искусства? - Не бояться в первую очередь. Экспериментировать в выражении своих мыслей, читать. Неважно, кого, главное, чтобы нравилось, чтобы отзывалось. И делать заметки, писать хотя бы строчку о чём-либо. В дальнейшем это поможет выразить мысль, что преследовала. А ещё пользоваться ресурсами: справочники, словари, специальные книги. Это правда помогает и расширяет словарный запас. Фото в шапке: Даниил Пшеничный, фото: Дмитрий Котенко, Елизавета Бессонова, Пелагея Думская